В Израиле начались активные боевые действия: основное на 07.10
Некоторые страны бывшего СССР тяжело страдали от коллективизации и голода 1930-х годов. В 1933 году Узбекистан особенно пострадал, в частности, от того, что узбекские земли производили хлопок вместо пшеницы.
Это одно из главных последствий коллективизации земель, созданной при СССР: голод. Этот кризис затронул значительное число советских государств, особенно в Средней Азии. Более 80 лет спустя группа американо-узбекских историков заинтересовалась этим почти забытым голодом, разорявшим Узбекистан в 1933 году. Исследователи смотрели на его жертвы, а также на возникновение культуры картофеля, помидоров и баклажанов, ранее считавшихся нечистыми. В статье, опубликованной в журнале «критика: исследования в русской и Евразийской истории» весной 2019 года, рассказывается о полученных результатах.
В Средней Азии именно Казахстан наиболее сильно пострадал от коллективизации и голода 1930-х годов. Но Узбекистан не был избавлен от этих трагических событий, о которых до сих пор мало что известно. Работа по сбору и рассмотрению свидетельских показаний, часто устных, еще предстоит выполнить. Два американских историка и один узбекский занимались этой задачей, беседуя не менее чем с 130 жителями деревни из семи районов страны. Мужчины и женщины, родившиеся между 1900 и 1925 годами, включались сами или через родителей в колхозы, колхозы, в начале 1930-х гг. Эти беседы, продолжавшиеся от одного до трех часов, велись на узбекском или таджикском языках.
Часто переплетались воспоминания о других трагических событиях: Гражданской войне, голоде или Великой Отечественной войне, названной Второй мировой войной при Советском Союзе. Но при отсутствии огласки голода 1930-х годов в бывших советских республиках риск того, что опрошенные «дополнят» свои воспоминания статьями или передачами, посвященными этой теме, был весьма ограничен. Поэтому ученые считают, что, несмотря на хрупкость памяти и влияние настоящего на сознание прошлого, главное препятствие к исторической истине, полученный материал надежен.
Историки используют узбекский термин “очарчилик”, обозначающий период голода, разрухи, для обозначения 1930-х годов в Узбекистане. Он подразумевает не только понятие голода, но и резкое истощение запасов продовольствия из-за засухи, войны или подобных ситуаций. Он очень близок к термину Голодомор, слову для описания голода, вызванного коллективизацией на Украине. Ученые интересовались привычками в еде того времени, как найти пищу или болезни, которые циркулировали. Среди опрошенных были работники дехканских, однопартийных или колхозных хозяйств Средней Азии, производившие собственное продовольствие, производители хлопка, покупавшие его своим трудом, бывшие кулаки и старосты колхозов, спасенные от голода благодаря своему статусу.
Советские власти не были склонны организовывать дехканцев в Узбекистане до 1929 года, когда местная компартия обещала собрать в течение пяти лет 60% узбекского производства хлопка в коллективные хозяйства. Тогда активисты начали строить колхозы, не дожидаясь, пока партия определит приоритетный район, а именно Ферганскую долину-самый густонаселенный район, специализирующийся на производстве хлопка. В 1931 году цели превышены: 85% хозяйств являются коллективными.
Большинство жителей сельских районов узбекской Советской Социалистической Республики были мелкими землевладельцами. Они продолжали жить так же, не теряя возможности возделывать свои сады, поскольку власти не разорвали социальных связей. Правда, теперь им приходилось работать на коллективную эксплуатацию и получать от этого значительно меньший доход, но их образ жизни оставался почти неизменным. Казахи и туркмены не могли этого сказать: коллективизация конфисковала их скот и заставила их оседлать, полностью нарушив свои традиции. Кроме того, в таджикских горах в период с 1925 по 1940 год почти 48 000 семей переселились в долины для создания коллективных хлопковых хозяйств, полностью зависящих от государства в плане продовольствия и жилья. В Узбекистане бейсы, составлявшие, однако, лишь 5% жителей сельских районов, особенно страдали от коллективизации и были сосланы на Кавказ и Украину или переселены в неиспользуемые совхозы.
Тем не менее Узбекистан не был самодостаточен и зависел от советской экономики, поэтому голод, охвативший Казахстан и Украину, отразился на Республике. В период Российской Империи возделывание хлопка в некоторых районах усилилось, сделав их зависимыми от импорта зерна. Только в период с 1925 по 1928 год этот импорт увеличился с 253 000 до 549 000 тонн. Узбекские власти старались развивать зерновое хозяйство, чтобы уравновесить баланс, но эти злаки в основном сеялись на сухих почвах, причем все орошаемые земли были заняты хлопком.
В 1932-1933 годах из-за нехватки воды урожай зерновых был на треть ниже, чем в предыдущие годы. Кроме того, коллективизация и голод, свирепствовавший в некоторых районах, подорвали снабжение. Так, некоторые конвои из России развернулись по пути. Тогда Коммунистическая партия Узбекистана попыталась оказать давление на Кремль: ни хлеба, ни хлопка. В мае 1932 года Москва была вынуждена закупать зерно в Персии. Не имея признаков улучшения положения, первый секретарь ЦК Компартии Узбекистана Акмал Икрамов в марте 1933 года послал Иосифу Сталину телеграмму с просьбой срочно прислать продовольствие и сообщить о начале голода.
Вскоре проблема продовольствия встала и в Узбекистане. Из 130 опрошенных шесть видели, как члены их семей умирали от голода или тифа в 1933 году, даже в сельскохозяйственных районах. Большинство опрошенных не винят советскую власть или организацию в колхозах.
Опрошенные часто возвращаются к своей смене рациона во время голодания: шпинат и другие травы, недозрелые фрукты, ежевика, семена дыни, жвачка, репа, кукурузный хлеб. Одни смешивали свою муку с листьями, чтобы испечь хлеб, другие заготавливали шелкопрядов еще в коконах. К счастью, ситуация не достигла таких ужасов, как на Украине и в других соседних регионах, где были зафиксированы случаи употребления собак или лягушек, а то и каннибализма.
Настоящая продовольственная революция произошла, когда узбеки обратились к пище, считавшейся русской и нечистой. Так, кукурузу, ранее считавшуюся кормовой культурой, стали употреблять в пищу с голоду.
По мнению экспертов, голод 1933 года, а затем Вторая мировая война вынудили Узбекистан пойти по пути, по которому Европа шла в XVIII-XIX веках: привыкание к овощам Нового Света, таким как картофель и помидоры. Таким образом, в 1930-е годы картофель, капуста и помидоры постепенно вошли в повседневную жизнь узбеков, отчасти из-за голода, отчасти из-за коллективизации, при этом центральные власти управляли посевами по регионам. Тогда они потеряли свой «нечистый» статус.
Результаты опроса удивительны. Если Узбекистан и страдал от голода и коллективизации 1930-х годов, то это было ничто по сравнению с ситуацией в Казахстане. Колхозники привозили на тарелках узбеков новые фрукты и овощи. Они оставались там не только по необходимости, консервирование картофеля требовало недорого, но и потому, что узбеки стали им дорожить.