Новый закон Узбекистана о религии обещает ограниченные изменения

Уйгурская область: тысячи недавно разрушенных мечетей

Поделиться

Законодатели Узбекистана одобрили в первом чтении законопроект, который, в частности, отменит запрет на ношение религиозной одежды в государственных учреждениях и учебных заведениях.

До этого только священнослужители могли, теоретически, носить явно религиозную одежду в этих местах. В то время как подобные жесты выглядят так, чтобы облегчить людям открыто выражать приверженность своей вере, защитники религиозной свободы говорят, что законопроект сохраняет многие репрессивные и ограничивающие черты существующего законодательства.

Запрет на ношение религиозной одежды, введенный в 1998 году, когда покойный президент Ислам Каримов проводил одну из своих многочисленных репрессий против набожных мусульман, предоставил правоохранительным органам широкие возможности для интерпретации. Это привело к тому, что верующие решительно отказались от принятия внешних признаков своей религиозной принадлежности. Нарушителям запрета грозили штрафы или тюремное заключение сроком до 15 суток. Что еще более зловеще, те же самые люди могли оказаться в черных списках подозреваемых потенциальных экстремистов.

Роль религиозной одежды в общественной жизни Узбекистана на протяжении многих лет является предметом бурных общественных дискуссий. В 2018 году министр юстиции Русланбек Давлетов во время визита в Вашингтон высказался за то, чтобы государство регулировало, как одеваются граждане. Он утверждал, например, что людям не подобает скрывать свое лицо на публике, поскольку это может представлять угрозу безопасности.

Этот вопрос всплыл в судах несколько месяцев спустя, в феврале 2019 года, когда Луиза Муминджонова, которой в то время было 19 лет, обратилась в суд с просьбой отменить запрет Международной исламской академии на ношение религиозной одежды, такой как исламский головной убор, в ее залах. Муминджонова и еще несколько студентов были отчислены из академии за то, что заняли их позицию.

Закон, принятый в первом чтении 15 сентября, также устанавливает условия, на которые могут претендовать религиозные учебные заведения. Согласно предложенным изменениям, они смогут готовить священнослужителей и проповедников, что ранее не разрешалось. Кроме того, родителям или опекунам будет разрешено обучать детей основам религии в домашних условиях.

Это теоретически вписывается в более широкое расслабление по отношению к религии. 1 августа Министерство внутренних дел опубликовало видеообращение, в котором говорится, что несовершеннолетним, как только будут сняты ограничения, связанные с коронавирусом, будет разрешено посещать молитвы в мечети, что положит конец еще одному запрету эпохи Каримова.

Шаги правительства по либерализации вероисповедания привели к прорыву в апреле, когда Комиссия США по международной религиозной свободе, или USCIRF, рекомендовала исключить Узбекистан из своего списка стран, “вызывающих особую озабоченность”.

Тем не менее USCIRF выразил озабоченность по поводу сохранения некоторых давних тенденций, хотя они, по-видимому, рассматриваются в этом законопроекте.

«Правительство выступает против того, чтобы мусульмане отращивали бороды или носили хиджабы как выражение своих религиозных убеждений, и как местные власти, так и сотрудники правоохранительных органов выделяли и нарушали права явно религиозных мусульман», – говорится в докладе, опубликованном в апреле.

«Другие правительственные чиновники начали кампанию по активному отговариванию девочек и женщин от ношения хиджаба, причем некоторые власти, как сообщается, составляют списки девочек и женщин, носящих хиджаб, для целей мониторинга.»

Закон, если он будет принят в его нынешнем виде, будет «продолжать запрещать любое осуществление свободы религии и убеждений без разрешения государства, запрещать преподавание религии без разрешения государства, продолжать обязательную предварительную цензуру всех материалов о религии и запрещать обмен верой», – говорится в детальном анализе форума 18.

Форум 18 отмечает, что, хотя родителям будет разрешено обучать детей основам этики и религии, сохраняется запрет на «преподавание религиозных убеждений на частной основе», который будет применяться, например, к неформальным внеклассным занятиям, организуемым родителями или независимой религиозной ассоциацией.

Источник: https://eurasianet.org/

Поделиться

Read Previous

Таджикистан: новый институт, созданный при поддержке ПРООН

Read Next

Турция в конфликте на Кавказе

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Comments
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x