В Израиле начались активные боевые действия: основное на 07.10
Некрополь Шахи-Зинда, одна из знаковых достопримечательностей Самарканда, находится под угрозой. Из-за многочисленных реставраций его стены потрескались, и большая часть элементов декора некрополя была переоборудована под реплики, пишет Fergana News.
Некрополь Шахи-Зинда, названный в честь персидского “живого царя”, представляет собой одно из обязательных духовных мест Самарканда, второго по величине города Узбекистана. Это место также является одной из жемчужин архитектуры города на протяжении более тысячелетия. Ансамбль Шахи-Зинда возник в начале XI века, при первой династии Караханидов.
Это место является святым местом для мусульман, с легендарной могилой двоюродного брата пророка Мухаммеда, Кутхама Ибн Аббаса, первого, кто несет знамя ислама в регионе Трансоксиан, древнее название Средней Азии. Легенда гласит, что он был убит неверующими в Самарканде во время молитвы. По одной из версий этой легенды, умер в мученической смерти, двоюродный брат пророка вознесся на небо. В другой версии, он затмил себя в Священном колодце.
В отличие от колоссальных памятников Самарканда, которые все еще доминируют в городском ландшафте старого города, таких как площадь Регистана или мавзолей Гур-Эмира, вся красота Шахи-Зинда раскрывается только постепенно. Именно здесь можно подняться по лестнице, увековеченной фотографиями Сергея Прокудина-Горского и Гуго крафта, или полотнами Павла Бенкова и Леонардовича Буре. По традиции принято считать ступени при подъеме и спуске. Если оба числа совпадут, то сбудется ваше самое заветное желание. Этот путь ведет гуляющих к узкой галерее, вдоль которой расположены роскошно украшенные мавзолеи второй половины XIV века. К северу и северо-западу от Шахи-Зинда находится одноименное кладбище.
Великолепие памятников Шахи-Зинда погружает посетителя в особую атмосферу. Эта атмосфера, ранее общая для большинства узбекских памятников, теперь разрушена жестокими реконструкциями, которые произошли в наше время.
ЮНЕСКО включила Самарканд в список всемирного наследия человечества в 2001 году, чтобы воздать должное таким археологическим сооружениям, как 2800-летний город-крепость Афрассяб. Его аутентичные архитектурные комплексы, такие как некрополь Шахи-Зинда, также были добавлены в список через три года. Однако международной организации пришлось пожалеть о своем решении.
Кроме того, комитет отметил, что в случае невыполнения государством-участником упомянутых рекомендаций Комитет по всемирному наследию оставляет за собой право включить объект в список всемирного наследия, находящегося под угрозой исчезновения.
Кроме того, этот документ содержит существенное техническое описание. «В этом некрополе были проведены масштабные реставрационные и восстановительные работы (2004-2006 годы). Большинство декоративных элементов были заменены репродукциями, хотя некоторые оригинальные части все еще нетронуты. Одной из основных целей обширной очистки полов вокруг зданий было снижение проблем с влажностью. Для сбора и анализа данных о влиянии реставрационных работ на памятник следует использовать систему научного мониторинга, в том числе для оценки эффективности дренажной системы. Такие поверхности, как кирпичные стены, фрески и орнаменты, разрушаются во время сезонных дождей. То же самое касается подвалов, где дренажная система недостаточно эффективна. Некоторые постройки нуждаются в ремонте», – говорится в докладе.
Согласно этому докладу, специалисты Центра ЮНЕСКО и ИКОМОСА столкнулись с весьма неприятной сценой. Но то, что происходило в октябрьские дни 2004 года, остается в глазах Дмитрия Костюкина глубоким кошмаром. Достаточно посмотреть фотографии и видео, сделанные на месте преступления, в его родном городе, более того, на памятнике, который он почитает.
С 13 лет участвовал в археологических работах, в том числе в Старом городе Афрашиаб, автор этой статьи в том году работал переводчиком в итальянской археологической экспедиции Болонского университета в Узбекистане. Именно благодаря этим экспериментам он смог увидеть степень происходящих изменений.
На археологическом объекте появились большие машины, чтобы убрать несколько метров грунта вокруг средневековых мавзолеев. Разрешение на археологические работы, выданное только национальной инспекцией по охране и использованию наследия, выдается только в том случае, если лопаты не превышают максимально допустимого размера. Все проекты должны быть согласованы с Институтом археологии Академии наук Узбекистана, а в данном случае-с ЮНЕСКО. Действительно, пустырь за базаром Сиаб является не чем иным, как первым историческим местоположением Самарканда, тогдашней столицы Согдианского царства, до его интеграции в Персидскую империю Ахеменидов, а позже-Арабского халифата. Этот город спустя 3000 лет был завоеван Александром Македонским, а затем захвачен Чингисханом 800 лет назад, весной 1220 года.
Однако все это так называемое прекрасное произведение вскоре начало отслаиваться и разваливаться всего через несколько лет. Перед лицом этих изменений иностранные специалисты предпочли покинуть город, который, тем не менее, является мечтательным местом обучения для любого исследователя, историка, архитектора, археолога или искусствоведа. Среди них были специалисты Парижского университета, изучающие секреты майоликов Тимуридов из самаркандской школы, а также их коллеги из Университета прикладных наук в Постдаме, возглавляемые профессором Мартиной приют.
Для решения этой чрезвычайно серьезной проблемы необходимо не только привлечь внимание мирового научного сообщества и квалифицированных реставраторов, но и сделать все необходимое, чтобы они могли приехать в Самарканд и начать диагностику как в лабораторных, так и в полевых условиях. Эти исследования необходимы для исправления недавних деформаций комплекса Шахи-Зинда, объекта всемирного наследия. Этот шедевр должен быть сохранен для будущих поколений, чтобы наши потомки знали Шахи-Зинда иначе, чем по старым фотографиям, статьям Википедии или историческим эссе.