В Израиле начались активные боевые действия: основное на 07.10
США стягивают «силы вторжения» в Персидский залив. Результатом может оказаться «морской бой» на Каспии
Этот кинематографический прием очень любят использовать в «военном документальном кино» с момента зарождения этого жанра: стрелы, устремляющиеся к границам страны, «зубчатые линии» оборонительных рубежей…
То, что происходит вокруг Ирана — формально еще не война. Но к границам ИРИ стягиваются слишком уж внушительные силы. А политики выступают с весьма жесткими заявлениями. Президент США Дональд Трамп прямо пообещал, что Иран «сильно пострадает» в случае резких шагов. «Посмотрим, что будет с Ираном. Если они что-то сделают, это будет очень грубой ошибкой. Если они что-то предпримут, они сильно пострадают», — цитирует его Reuters. Это, безусловно, ответ на угрозы нанести США «удар в голову», которые озвучил командующий иранскими воздушно-космическими силами Амир-али Хаджизаде. США еще не озвучили выбор военного сценария, но, судя по всему, полномасштабная война с Ираном по меньшей мере не исключена, и США к ней активно готовятся. В Персидский Залив, как уже сообщалось, направлена авианосная группа во главе с «Абрахамом Линкольном», для защиты союзников США туда переброшены бомбардировщики и ЗРК Patriot. Показательно, что признаки беспокойства проявляют многие «третьи страны». Министр иностранных дел Германии Хайко Мас призывает европейских партнеров предотвратить вооруженные столкновения на Ближнем Востоке. Его французский коллега Жан-Ив Ле Дриан предупредил об опасности «спирали войны», указав при этом на ответственность Вашингтона. Еще отчетливее на сторону Ирана встали в России. В Москве с непониманием относятся к позиции, когда Иран загоняют в угол, любое давление на Тегеран не способствует его большей сговорчивости, сообщил журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
При этом, вопреки расхожим стереотипам и штампам, совершенно необязательно, что первыми ударят именно США. Начать войну вполне может Иран, атаковав кого-то из своих соседей — союзников Вашингтона. Более того, в регионе уже заметны признаки не то «гибридной», не то террористической войны со стороны Ирана. Саудовская Аравия уже сообщила об атаке на свой нефтепровод начиненного взрывчаткой дрона — запустили его, полагают в Эр-Рияде, йеменские повстанцы-«хуситы», которых открыто поддерживает Иран. В ОАЭ расследуют недавний инцидент в порту Фуджейра: там прогремели взрывы на нескольких танкерах. И, согласно первоначальным выводам американских экспертов, причиной взрывов на борту судов стала иранская диверсия. Все это слишком напоминает выполнение Ираном своих обещаний «наказать» те страны, которые заменят его нефть на мировом рынке. Понятно, что каждый подобный инцидент может стать поводом для ответного удара США. Да и эскалация действий со стороны Ирана не исключена.Понятно, что для Азербайджана все это имеет далеко не умозрительный интерес. Отношения с США, с одной стороны, и Ираном, с другой, риск боевых действий и в прямом, и в переносном смысле «за речкой», политическое давление, потоки беженцев — это далеко не полный список возможных факторов риска, каждый из которых заслуживает отдельного и обстоятельного анализа.
Но теперь эксперты не берутся исключать не только «точечные ракетно-бомбовые удары» по целям в Иране, но и полномасштабную «сухопутную войну». Как сообщает The New York Times со ссылкой на источники в американской администрации, в Вашингтоне рассматривают возможность отправки до 120 тысяч военнослужащих на Ближний Восток — на тот случай, если Иран нападет на американских военных или ускорит работы над ядерным оружием. По сведениям газеты, соответствующий план представил 9 мая на совещании помощников президента США исполняющий обязанности главы Пентагона Патрик Шанахан. По мнению источников, план не предусматривает сухопутного вторжения в Иран — для этого потребовалось бы больше войск. Но в то же время многие из участников совещания были удивлены предлагаемой численностью военнослужащих, которая сопоставима с количеством американских военных, участвовавших во вторжении в Ирак в 2003 году.
Президент США Дональд Трамп вскоре, однако, эту новость опроверг и заявил: «Фейковые новости. Сделал бы я это? Однозначно. Но у нас нет таких планов. Надеюсь, мы не будем разрабатывать план для этого. И если бы мы пошли на это, мы бы послали гораздо больше военных (чем 120 тысяч)».
Только вот такие утечки редко появляются совсем уж без существенного основания. Да и The New York Times — не бульварный листок, а одно из старейших и самых авторитетных изданий в США. А значит, новость NYT — это явный признак, что в США действительно рассматривается сценарий, который в военных кругах именуется «сапоги на земле». То есть не точечные воздушные удары, а полномасштабное сухопутное вторжение и «зачистка» страны. Причем, несмотря на все бурные и цветистые угрозы иранской «муллократии» в адрес США, в реальности выстоять против американских сил вторжения у иранской армии и «стражей революции» шансов, прямо сказать, немного.
А такой сценарий не просто приблизит войну вплотную к границам Азербайджана. Американское вторжение в Иран резко изменит ситуацию на Каспии — в таком случае в Бендер-Энзели и иранской Астаре появятся уже не анекдотичные «солдаты НАТО», а вполне реальные американские «зеленые береты». И это уже не выглядит слишком уж фантастично.
По закону жанра, тут должны следовать версии и предположения, кого США в этом случае приведут к власти в Иране, как это повлияет на интерес Вашингтона к Азербайджану и т.д. Но куда важнее ответ на другой вопрос: как на такой поворот событий отреагирует Россия? Та самая Россия, которая в последние годы накачивала свой военный «кулак» на Каспии, а ее официальные представители намекали, что Москва готовится к возможным «неожиданностям» вокруг Ирана? «Морской бой» на Каспии между РФ и США в такой ситуации по меньшей мере не исключен. И это тот сценарий, который может оказаться ненамного менее драматичным, чем та самая «сухопутная война».