В Израиле начались активные боевые действия: основное на 07.10
Этот год должен был стать знаменательным для газовой промышленности Туркменистана. Было время, когда прогнозировалось, что к 2020 году по трубопроводу Средняя Азия-Китай будет транспортироваться 65 миллиардов кубометров туркменского газа в год.
Предполагалось, что проект строительства трансафганского трубопровода в Индию, ТАПИ , к настоящему времени также завершится.
Задержки — лишь отчасти плод несчастья. Свою роль сыграли также инерция и недостаток инвестиций.
Трубопровод Средняя Азия-Китай в настоящее время состоит из трех ниток, способных транспортировать 55 миллиардов кубометров (млрд кубометров) газа в год. Туркменистан занимает большую часть этого места, но ему все еще приходится делиться с соседними экспортерами.
С момента запуска в 2009 году по трубопроводу в Китай было транспортировано 290 млрд кубометров туркменского газа. Еще 46 млрд кубометров предоставили Казахстан и Узбекистан.
Достижение больших объемов потребует завершения маршрута, проходящего через Узбекистан и Таджикистан, известного как линия D , для которого предлагается 30 млрд кубометров в год.
Однако прогресс там варьировался от ледникового до несуществующего — факт, который убеждает многих аналитиков в том, что Китай считает его второстепенным.
Авторы оксфордского Института энергетических исследований бумаги , опубликованной в 2019 году предсказал , что линия «вряд ли идти вперед до тех пор, пока не будет рассматриваться как стратегически необходимо Китай.»
«Вероятно, это произойдет не раньше конца 2020-х годов», — заключили авторы статьи.
В 2019 году Туркменистан возобновил поставки газа своему бывшему главному потребителю, России, приблизившись к трехлетнему перерыву. Это жидкая каша. Этот экспорт ограничен 5,5 млрд кубометров в год. Иран, еще один покупатель, который когда-то надежно покупал скромные объемы, полностью прекратил закупки.
COVID-19 еще больше усугубил ситуацию. Пандемия обнажила зависимость Ашхабада от Китая, когда в марте Пекин направил своим партнерам уведомление о форс-мажоре, предупреждая о неизбежном сокращении закупок. Конечно, стоимость импорта из Туркменистана, который состоит почти исключительно из природного газа , в прошлом году сократилась на 30 процентов в долларовом выражении по сравнению с 2019 годом.
Лоран Русецкас, исполнительный директор IHS Markit, сказал Eurasianet.org, что, по его мнению, в 2021 году произойдет возврат к докандемическим объемам, но не видит большой необходимости для Пекина в увеличении импорта из Центральной Азии в ближайшем будущем.
«В некоторой степени [Китай] может оттеснить трех поставщиков друг от друга», — сказал Русецкас.
Туркменистан все равно делает ставку на Китай.
Ранее в этом месяце президент Гурбангулы Бердымухамедов руководил открытием колоссальной компрессорной станции, которая, по словам правительства, поможет удвоить объем газа, закачиваемого по трубопроводу Средняя Азия-Китай.
А нужен ли он хоть кому-нибудь — вопрос риторический…
Читайте также: спор между Туркменистаном и Азербайджаном наконец-то будет окончательно урегулирован