В Израиле начались активные боевые действия: основное на 07.10
Несмотря на происходящее, именно Китай и его амбициозная инициатива “Пояс и путь” могут в конечном итоге стать маловероятным победителем в шестинедельной Нагорно-Карабахской войне.
Соглашение о прекращении огня при посредничестве России, которое прекратило боевые действия между Арменией и Азербайджаном в прошлом месяце, включало положение, позволяющее Азербайджану использовать дорогу через армянскую территорию для доступа к своему Нахчыванскому эксклаву.
Нахчыван граничит с Турцией. Таким образом, дорога должна стимулировать торговлю между близкими партнерами Турцией и Азербайджаном, одновременно снижая роль Ирана в региональных транспортных сетях.
Большую часть десятилетия Пекин строил транспортные маршруты в Европу в обход России. Один из этих сухопутных маршрутов пересекает Каспийское море из Казахстана в Азербайджан и далее в Грузию, Турцию и, в конечном счете, Европу.
Коридор между Нахчываном и Азербайджаном предложил бы Пекину второй маршрут в Европу на Южном Кавказе: через Грузию плюс Этот через Южную Армению и Нахчыван
Без сомнения, Москва выиграла с прекращением огня. Россия завоевала себе право ввести войска в еще одну часть Южного Кавказа. Около 2000 человек будут служить миротворцами в крупном Нагорном Карабахе-де-юре азербайджанской территории, населенной этническими армянами. Кроме того, российские пограничники будут гарантировать безопасность транзита через Южную Армению. С точки зрения Пекина, это тем лучше для защиты собственных поставок.
Китай никогда не проявлял интереса к оспариванию роли России в сфере безопасности на постсоветском пространстве. Для Пекина лучше, чем путаться с Москвой по военным вопросам, было бы увидеть, как Южный Кавказ начинает напоминать Центральную Азию: регион с традиционными связями с Россией, да, но широко открытый для китайского бизнеса. Пекину выгоден и другой путь-на нестабильном Кавказе. Поскольку Китай сосредоточен на торговле и инвестициях, никто не ожидает, что Народно-освободительная армия будет втянута в неприятности.
В то время как перемирие было достигнуто за счет некоторой российской мягкой силы – азербайджанцы недовольны тем, что российские войска находятся на их территории, – у Пекина есть пространство для маневра.
Это особенно верно в отношении Азербайджана, который хочет закрепить свое место в качестве ключевого узла на “поясе и пути”. Баку также видит себя узлом трансевразийского телекоммуникационного коридора, который соединит точки обмена интернетом во Франкфурте и Мумбаи, дополняя китайскую инициативу “Цифровой Шелковый путь”. С этой целью в 2019 году AzerTelecom и China Telecom подписали меморандум о сотрудничестве.
Больше всего потеряет сосед на юге. Предлагаемый Нахчыванский коридор-плохая новость для Ирана. До сих пор груз из Баку в изолированный эксклав должен был пересечь Северный Иран. Согласно новому соглашению, Тегеран потеряет транзитные сборы.
Это заставит Иран еще больше стремиться подписать стратегический пакт, о котором он тихо вел переговоры с Китаем в течение последних пяти лет. Проект соглашения, как говорят, включает в себя 400 миллиардов долларов для сектора транспорта, энергетики, телекоммуникаций и безопасности Ирана в течение 25 лет. После того как в начале октября в Пекине состоялся очередной раунд переговоров, бывшему спикеру парламента Али Лариджани, доверенному лицу верховного лидера, было поручено закрыть сделку.
Таким образом, Китай может стать одним из главных бенефициаров прекращения огня – получить новый маршрут для Бри плюс рычаги влияния на Иран во время решающих переговоров.
Источник: Eurasianet