В Израиле начались активные боевые действия: основное на 07.10
В то время как начало войны вызвало всплеск национализма и ненависти в Армении и Азербайджане, горстка голосов с каждой стороны вместо этого предпочла выступить за мир. В частности, в Азербайджане эти деятели подвергались жестоким преследованиям в социальных сетях, включая угрозы убийством, а в некоторых случаях и давление со стороны властей. Было придумано новое слово: “novarçı”, или “no-warist”, относящееся к изображению профиля Facebook “no war”, которое многие из них использовали.
В Азербайджане многие видные представители политической оппозиции и либеральных общественных групп полностью поддержали войну и отложили в сторону свою обычную оппозицию правительству, часто даже открыто поддерживая самодержавного президента страны Ильхама Алиева. Для тех из нас, кто верит в прогрессивные ценности Азербайджана, это почти объединение вокруг войны и ядовитого национализма заставило нас поставить под сомнение все, ради чего мы работали.
“Внезапно в обществе возникла такая реакция, как будто те, кто выступает за мир, несут ответственность за потерю Нагорного Карабаха”,-сказала Гульнара Мехтиева, имея в виду поражение Азербайджана в первой войне с Арменией в 1990-х годах. Мехтиева борется за феминистские ценности и права гомосексуалистов в преимущественно патриархальном обществе Азербайджана, а в начале этого года организовала феминистскую демонстрацию в Международный женский день, которая была разогнана полицией.
На своей странице в Facebook она раскритиковала войну и призвала к заботе о гражданских лицах, которым угрожают боевые действия. В ответ она получила десятки ненавистных сообщений, некоторые из которых были вульгарными, а другие называли ее “предательницей”.” Они только усилились после того, как армяне атаковали гражданские объекты в азербайджанских городах Гянджа и барда. “Это было так, как будто мы несем ответственность за военные преступления”, – сказала она. “Нападение на нас стало быстрым и легким способом проявить патриотизм и набрать очки.”
Теперь, когда война закончилась, Мехтиева хочет переориентировать свою активность на борьбу с тем, как пострадали женщины. Образы женщин были инструментализированы в войне, например, путем отождествления “Родины” с телом женщины, которое нуждается в защите, в то время как вопросы реальной женщины игнорировались.
“Война подняла новые вопросы: опыт женщин, которые являются матерями солдат, медсестрами, женщинами в армии; опыт супругов солдат с ПТСР, женщин-беженцев и так далее”, – сказала Мехтиева. – Я с нетерпением жду того момента, когда всеобщая эйфория закончится, и мы снова сможем поговорить о наших проблемах.”
Один из самых известных левых политических активистов Азербайджана Гияс Ибрагим был наиболее известен тем, что провел два года в тюрьме за нанесение граффити на статую бывшего президента Гейдара Алиева.
С самого начала боевых действий, которые вспыхнули в сентябре, Ибрагим был частым критиком. За свою откровенность он был задержан Службой национальной безопасности на следующий день после начала войны (и вскоре после этого был освобожден.) Его продолжали преследовать в интернете.
“Посмотрите на его глаза”, – написал один из пользователей Facebook из Азербайджана. “Его глаза полны ненависти, таких людей используют для террористических атак.” Другой угрожал ударить его ножом “как только закончится война.”
Ибрагим опасается, что война только укрепит диктатуру Азербайджана.
“Эта война сделала еще больше для укрепления основ самодержавного правления в Азербайджане”, – сказал он. “Люди собираются консолидироваться вокруг нынешнего режима как минимум на пять лет, благодаря эффективной пропаганде, которую они использовали как во время войны, так и после нее.”
Одна известная журналистка и активистка, Арзу Гейбулла, дала интервью во время войны, в котором она сказала, что сообщения о сирийских наемниках в Азербайджане – горячо отрицаемые правительством и большинством азербайджанцев – скорее всего, были правдой. Она сразу же стала объектом нападок.
– Когда ты пытаешься прояснить свою позицию, они нападают еще яростнее, – сказала она. “Когда речь заходит об Армении и Карабахе, в тот момент, когда вы приносите другое мнение, вы становитесь предателем.”
Я сама тоже страдал от приступов. Я была среди нескольких активистов из Армении и Азербайджана, подписавших в начале октября петицию с призывом к миру, и в результате меня назвали “предателем” в социальных сетях, а моей семье позвонили другие родственники, которые сказали, что мне должно быть стыдно за то, что я подписал петицию “пока наша армия воюет.”
Эта война означает конец всякой надежды на культуру мира между армянами и азербайджанцами, говорит Хамида Гиясбейли, которая уже 10 лет работает над миротворческой деятельностью, включая Объединение армян и азербайджанцев для обсуждения конфликта.
Источник: Eurasianet