Двусмысленность в проблеме Карабаха

Двусмысленность в проблеме Карабаха

Двусмысленность в проблеме Карабаха

Поделиться

“Хорошо, что сейчас есть перемирие, но Шуши больше нет”,-говорит 59-летний Гамлет, ветеран Нагорно-Карабахской войны 1990-х годов. Выступая с койки в центре обработки перемещенных лиц в пригороде Еревана, он описывает, как исчез его родной город. – Шуши лежит в руинах, и все уехали. Они распространились по всей Армении, и я не знаю, где кто находится.”

Падение стратегического города, который азербайджанцы называют Шушей, вызвало капитуляцию Армении 10 ноября после шести недель войны. Исторически значимый как для армян, так и для азербайджанцев, город до войны 1990-х годов имел большинство азербайджанского населения. После победы армян азербайджанцы бежали, и армяне стали единственными жителями. Его захват азербайджанскими войсками фактически ускорил новый виток в цикле перемещений, который стал определяющим для Нагорного Карабаха.

После падения Шуши премьер-министр Армении Никол Пашинян подписал соглашение о прекращении огня при посредничестве России, которое передало Азербайджану контроль над большей частью территорий, удерживаемых Арменией после прекращения огня 1994 года. Одним росчерком пера тысячи перемещенных армян лишились своих домов.

Это заявление потрясло Армению и пробудило националистические силы, которые были в значительной степени маргинализированы восхождением реформиста Пашиняна в его бархатной революции 2018 года. После того как Пашинян объявил о своем поражении в Facebook посреди ночи, тысячи демонстрантов вышли на улицы Еревана, чтобы осудить премьер-министра, назвав его предателем и предателем.

Однако в приюте на другом конце города фурия явно отсутствовала. Подобные обвинения мало что значили для людей, которые только что потеряли все. Некоторые обвиняли “турок” – как армянскую клевету на азербайджанцев, так и признание того, что Турция поддерживала азербайджанских военных в войне, – в их бедственном положении, но в целом сильное чувство смирения и усталости доминировало в настроении.

“Я виню войну”, – признается 48-летний Гарик Еганян. – Из-за войны мы потеряли все.”

Еганяну пришлось бежать из своей деревни близ Гадрута через лес, в то время как азербайджанские войска бомбили с воздуха. Его дом теперь находится под контролем Азербайджана, скорее всего, навсегда.

В первые же дни после капитуляции Арменией овладело чувство недоверия. Мысль о том, что так много территории может быть потеряно после того, как она, казалось бы, одержала верх в течение 30 лет, была непостижима. Шок столкнулся с замешательством. Российские государственные СМИ опубликовали карту, показывающую, как будут разделены территории и где будут размещены прибывающие российские миротворцы. На карте отсутствовали важные детали о том, какие именно села останутся под контролем Армении.

Для некоторых эта двусмысленность оставляет проблеск надежды. Ситуация на местах остается нестабильной, и, похоже, даже власти не имеют четкого представления о том, где именно будут проведены эти линии. В приюте в пригороде Еревана хаос также вызывает беспокойство у волонтеров.

”Неспособность перемещенных лиц вернуться-это то, что мы никогда не рассматривали как возможность”,-объясняет лука Кеушгерян, американский армянский волонтер. “Мы знали, что они будут здесь довольно долго, но мы никогда не учитывали возможность того, что некоторые из этих людей никогда не смогут вернуться.”

Когда правительство перегружено, неясно, будет ли у Армении достаточно ресурсов, чтобы справиться с затяжным миграционным кризисом. Мысль о том, что Армения может потерять контроль над значительной частью Карабаха, никогда не рассматривалась. В то время как националистические и оппозиционные партии начали использовать войну для мобилизации против Пашиняна, политика, похоже, мало что значит для тех, кто больше всего пострадал от конфликта.

Потрясения в Армении перекликаются с аналогичной нестабильностью в Азербайджане после его поражения в 1990-х годах, когда около 600 000 перемещенных азербайджанцев оказались маргинализированной общиной в своей собственной стране, а их дело эксплуатировалось в интересах внутренней политической выгоды. По мере того как нынешняя война сворачивается и борьба в Армении разворачивается вовнутрь, перемещенные лица Нагорного Карабаха также выглядят пешками.

Источник: Eurasianet

Поделиться

Read Previous

Как Иран относится к нагорно-карабахскому перемирию

Read Next

Министр иностранных дел Армении Мнацаканян подал в отставку после карабахского перемирия

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Comments
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x