Казахстан: беглецы из Синьцзяна получили статус беженца

Москва обеспокоена "китаизацией" Центральной Азии и Кавказа

Москва обеспокоена “китаизацией” Центральной Азии и Кавказа

Поделиться

Четырем этническим казахам, осужденным за незаконное пересечение границы с Китаем, Казахстан предоставил временный статус беженца, что ознаменовало явный поворот в его позиции в отношении кампании Пекина по антиисламским репрессиям в Синьцзяне.

Однако в этих решениях может быть нечто большее, чем кажется на первый взгляд.

Кайша Ахан стала последним человеком, получившим статус беженца 30 октября. Малик Башагар был подвергнут такому же обращению в миграционном департаменте МВД 29 октября.

Кастер Мусахан и Мурагер алимулы получили свои документы о предоставлении убежища 16 октября, почти ровно через год после того, как пара была заключена в тюрьму за незаконную фильтрацию через границу.

Право квартета на убежище действует только в течение одного года, но у них есть возможность ходатайствовать о продлении срока.

Это неизведанная территория для Казахстана, который до сих пор не хотел провоцировать гнев Пекина, предоставляя убежище людям, бегущим из Синьцзяна.

Мусахан и алимулы стали чем-то вроде повода для некоторых оппозиционных группировок после того, как они выпустили эмоциональное видеообращение о защите к правительству в первые дни после того, как они появились в Казахстане.

Перспективы для этой пары поначалу выглядели мрачными. Высокопоставленный чиновник национальной безопасности заявил в интервью, что Мусахан и алимулы “не имеют никаких шансов” остаться в Казахстане и что они будут возвращены в Китай в соответствии с законом, несмотря на их заявления о преследовании. На данный момент эта опасность устранена.

Это заметное изменение политики казахстанских властей со времен саги о Сайрагуле Сауытбае. Она была еще одним этническим казахом, которому удалось ускользнуть из Синьцзяна в апреле 2018 года. После запутанной серии судебных разбирательств Казахстан отказал ей в предоставлении убежища, но разрешил уехать в Швецию, которая действительно предоставила ей убежище. Переселение явно произошло в результате растущего дискомфорта, испытываемого казахскими властями в связи с растущей ролью Сауытбая как мученика за Синьцзян.

Сауытбай, бывший член Коммунистической партии Китая, в 2018 году стал первым человеком, который дал показания в открытом суде о существовании обширных лагерей для интернированных в Синьцзяне, предназначенных для содержания сотен тысяч мусульман и тюркских меньшинств. Этот случай помог пробудить интерес в Казахстане и за его пределами к бедственному положению этнических казахов в китайском регионе, который чаще всего ассоциируется с более многострадальными уйгурами.

Прорывы, достигнутые Алимулы, Мусаханом, Башагаром и Аханом, приветствовались правозащитниками.

Денис Дживага, заместитель директора Казахстанского Международного бюро по правам человека и верховенству права, сказал Eurasianet, что такое развитие событий подразумевает, что миграционные комиссии, где представлены несколько государственных структур, признали достоверность сообщений о репрессиях со стороны китайских властей.

Это может быть столько, сколько “четверка” может надеяться на, хотя.

Дживага предупредил, что результат автоматически не означает, что они смогут успешно подать заявление на получение казахстанского гражданства.

Действительно, есть серьезные подозрения, что даже эта спасительная уступка была согласована с Пекином, который, по словам активистов, удвоил свои усилия, чтобы в будущем избежать новых пограничных побегов.

Серикджан Билаш, ведущий свет в Алматинской правозащитной группе “Атаджурт”, заявил Eurasianet, что он и его коллеги видели копии уведомлений, размещенных местными властями в Синьцзяне, обещающих щедрое финансовое вознаграждение любому, кто предложит информацию о казахах, планирующих побег.

“Это мотивация не только для проживающих там этнических казахов, но и для представителей нашей пограничной службы”, – сказал Билаш.

Появление Сауытбай в качестве знаменитого беженца на Западе, между тем, не делает ни Казахстану, ни Китаю никаких одолжений.

В марте Сауытбай получила международную награду “женщины мужества” от Государственного департамента в столице США Вашингтоне.

В июле она дала показания о нарушении прав Синьцзяна на слушаниях в канадском парламенте. Подкомитет в этом законодательном органе будет продолжать провозглашать политику Китая в Синьцзяне как проявление геноцида.

Сауытбай также написал книгу: “главный свидетель: Побег из современных концентрационных лагерей Китая.” В настоящее время книга доступна на немецком языке, но к следующему году ожидается несколько переводов.

Источник: Eurasianet

Поделиться

Read Previous

Коронавирус проливает свет на недостатки в системе образования Казахстана

Read Next

Как план, обсуждаемый в Вашингтоне ставит под угрозу ближневосточных христиан

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Comments
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x