В Израиле начались активные боевые действия: основное на 07.10
Недавно назначенный премьер-министр Кыргызстана укрепил свою власть, вступив в должность временного президента, что было одобрено запуганным парламентом.
Выступая перед депутатами, собравшимися в государственной резиденции 16 октября, Садыр Джапаров охарактеризовал свое восхождение на высокий пост как результат “мирной и законной передачи власти.”
Сооронбай Жээнбеков, которого накануне вынудили уйти в отставку на фоне угроз толпы сторонников Джапарова выслать его силой, заявил в том же месте, что его уход был мотивирован желанием избежать кровопролития.
“То, что я ценю превыше всего, – это единство нашей страны и нашего народа, гармония нашего общества”, – сказал Жээнбеков. “Я решил отказаться от поста президента, чтобы сохранить мир в нашей стране и избежать раскола в обществе.”
Жээнбеков-всего лишь последний президент Киргизии, который был отстранен от должности на улице. В отличие от Аскара Акаева и Курманбека Бакиева, которые были свергнуты в 2005 и 2010 годах соответственно, не похоже, что он будет вынужден отправиться в изгнание. Депутаты тепло аплодировали Жээнбекову, когда он покидал актовый зал государственной резиденции.
Депутаты проголосовали на той же сессии за отмену чрезвычайного положения в столице страны Бишкеке, которое было введено для сдерживания беспорядков, парализовавших правительство с 5 октября, когда протесты по поводу дискредитированных парламентских выборов переросли в беспорядки.
Не желая, чтобы его восприняли как попытку тотального захвата власти, Джапаров, отбывавший тюремный срок по обвинению в похищении людей до тех пор, пока его сторонники не освободили его 6 октября, пообещал, что в ближайшие месяцы будут проведены новые выборы.
Голосование по выбору нового президента должно состояться не позднее 10 января, сказал он. Эта дата знаменует собой последнее воскресенье в течение 90-дневного срока для избрания нового президента, который был установлен после внезапной отставки Жээнбекова.
Представитель Центральной избирательной комиссии внес некоторую путаницу в этот вопрос, выступая в информационном агентстве ТАСС, предложив вместо этого провести президентские выборы 17 января, что выходит за рамки этого 90-дневного периода.
Джапаров также предложил внести изменения в парламентские выборы, чтобы снизить нынешний 7-процентный порог для прохождения партий в Законодательное собрание до 5 процентов. И как только будет избран новый парламент, в Конституцию могут быть внесены изменения, сказал он.
– Это мое личное мнение. Я ни на кого не давлю. Я считаю, что мы должны сначала провести парламентские выборы, а затем провести конституционные реформы”, – сказал Джапаров депутатам.
Джапаров пока не раскрывает, намерен ли он пренебречь существующими правилами и сам баллотироваться в президенты. Временным президентам теоретически не разрешается выдвигать свою кандидатуру на выборах главы государства.
Об этом напомнил Джапарову ветеран политической сцены Кыргызстана Омурбек Текебаев, вернувший себе место в парламенте в тот же день, когда разыгрались все эти события. Текебаев добавил, что любые выборы, проводимые вопреки конституционным нормам, могут подорвать национальную стабильность.
Однако тот факт, что Джапаров взял бразды правления в свои руки в качестве временного президента, сам по себе стал возможен только благодаря искажению правил. Когда Жээнбеков объявил о своей отставке, мантия по праву должна была быть передана спикеру парламента Канату Исаеву, который был избран на эту должность законодателями в начале этой недели.
Но те же самые бродячие прояпаровские демонстранты, которые осаждали правительственные здания в Бишкеке с начала этого кризиса и которым удалось заставить Жээнбекова покинуть свой пост, намекали, что они плохо отреагируют на то, что Исаев станет временным президентом. Повторяющиеся скандирования “Арестуйте Исаева!” среди этой толпы сделали ставки ясными.
Исаев с удивительной поспешностью подчинился пожеланиям сторонников Джапарова и исключил себя из президентского кресла, оставив путь для следующего человека в очереди, а именно премьер-министра Джапарова.
Хотя законодатели сейчас придают оптимистический лоск этому, казалось бы, неизбежному повороту событий, всего несколько дней назад они рассказывали совсем другую историю. Когда работа премьер-министра еще не была завершена, некоторые оппозиционные политики заявили журналистам, что получают серьезные угрозы от неизвестных элементов, предположительно связанных с Джапаровым.
13 октября вице-спикер парламента Аида Касымалиева заявила своим коллегам, что на нее оказывалось сильное давление с целью поддержать кандидатуру Джапарова на пост премьер-министра.
Тон тому, что будет дальше, возможно, лучше всего задал Генеральный прокурор Откурбек Джамшитов. Он сообщил парламенту, что его ведомство не планирует возбуждать уголовное дело против кого-либо из членов семьи Матраимовых, чья теневая роль в киргизской политике на протяжении большей части этого кризиса оставалась тяжелой.
В своих недавних замечаниях Джапаров едва заметно кивнул на возможность инициирования официального расследования в отношении Матраимова – чего давно требуют антикоррупционные активисты, – но все эти разговоры, похоже, отойдут на второй план.
Источник: Eurasianet