В Израиле начались активные боевые действия: основное на 07.10
Иран предложил выступить посредником в войне между Арменией и Азербайджаном. Но Иран ни в коем случае не является невовлеченной третьей стороной в конфликте — особенно в том, что касается Азербайджана.
Министр внутренних дел Ирана Абдолреза Рахмани Фазли дал понять, что если боевые действия между Арменией и Азербайджаном из-за спорной территории Нагорного Карабаха распространятся на иранскую землю, его страна отреагирует. Фазли сделал это замечание после того, как ракета из зоны боевых действий попала в деревню в Пограничном районе на северо-западе Ирана на прошлой неделе. Правительствам Азербайджана и Армении было сказано держать более тесный контроль над боевыми действиями, сказал Фазли, добавив, что если ситуация не улучшится, “мы примем соответствующие меры в случае необходимости.”
В то же время правительство Ирана предложило выступить посредником в конфликте. “Мы призываем обе стороны проявлять сдержанность, немедленно прекратить конфликт и возобновить переговоры”, – заявил официальный представитель МИД Ирана Саид Хатибзаде.
Прежде всего, Тегеран хочет предотвратить распространение конфликта на иранское общество. В Иране проживает как армянское, так и азербайджанское меньшинство. Армянское меньшинство, насчитывающее около 100 000 человек, значительно меньше, чем так называемые “азербайджанские турки”, иранские граждане с азербайджанскими корнями, которых насчитывается около 15 миллионов-в стране с 82 миллионами жителей. Это означает, что их больше, чем людей, живущих в Азербайджане, где проживает около 10,3 миллиона человек.
Азербайджанцы – одна из самых влиятельных этнических групп в Иране. Они контролируют большую часть Тегеранского базара, самого важного рынка страны. Даже духовный лидер Ирана Али Хаменеи имеет азербайджанское происхождение по отцовской линии. Несколько дней назад четверо его заместителей опубликовали заявление, в котором говорилось, что “нет никаких сомнений” в том, что воюющий регион Нагорного Карабаха принадлежит Азербайджану. Президент Хасан Роухани заявил премьер-министру Армении Николу Пашиняну, что Армения должна попытаться положить конец конфликту.
Подобные заявления отражают внутренний баланс сил в Иране. В отличие от армян, которые не очень бросаются в глаза, многие азербайджанцы открыто поддерживают своих “братьев-мусульман” в Азербайджане. На прошлой неделе они организовали несколько крупных митингов в городах Западного Ирана. “Смерть Армении” был одним из лозунгов на акциях протеста, которые были разогнаны силами безопасности, сообщают иранские СМИ.
Иран и Азербайджан имеют давнюю историческую связь. Часть современного Азербайджана до 19 века принадлежала Персидской империи. В 1828 году Персидская империя уступила территорию вокруг Баку России. В 1991 году Азербайджан обрел независимость в ходе распада Советского Союза.
С тех пор Тегеран внимательно следит за влиянием Баку на азербайджанское меньшинство в Иране. Он часто выражал озабоченность тем, что Азербайджан хочет расколоть Иран при поддержке США, чтобы аннексировать иранские провинции западного и Восточного Азербайджана. Иранское правительство также обеспокоено тесным сотрудничеством между Азербайджаном и Соединенными Штатами, а также с Израилем. Обе последние страны считают Азербайджан ключевой страной на Южном Кавказе как с военной, так и с экономической точки зрения.
Косвенное участие России и Турции в войне в непосредственной близости от Тегерана-это еще одна вещь, которая беспокоит Тегеран. Турция поддерживает Азербайджан, а Россия-на стороне Армении. Тегеран поддерживает сложные и хрупкие отношения как с Анкарой, так и с Москвой. В Сирии Иран и Россия стоят на стороне режима Асада, а Турция поддерживает противников Асада. Но Иран и Турцию связывает более или менее сильная враждебность по отношению к Израилю. Оба они отвергли недавнее соглашение Израиля о нормализации отношений с Объединенными Арабскими Эмиратами и Бахрейном.
Экономические аспекты также играют важную роль в отношениях Тегерана с Турцией и Азербайджаном. Азербайджан имеет тесные связи с Турцией, в частности, в сырьевом секторе. В 2005 году между Баку и турецким портом Джейхан начал функционировать трубопровод протяженностью более 1700 километров.
Еще до введения санкций трубопровод конкурировал с экспортом иранской нефти. И по мере того, как они снижаются, Тегеран вынужден смотреть и наблюдать, как трубопровод укрепляет турецко-азербайджанские торговые отношения, а также связи этих двух государств с Европой: нефть из Баку поставляется из Турции в европейские страны-потребители. Эта динамика означает, что даже если санкции США будут сняты в какой-то момент, Ирану будет трудно снова закрепиться.
Источник: Deutsche Welle