В Израиле начались активные боевые действия: основное на 07.10
Государственное телевидение в начале этого месяца показало сенсационный документальный фильм, в котором еще раз обвинило Иран в финансировании деятельности боевиков в Таджикистане, и отдельно Верховный суд приговорил десятки выпускников иранских университетов к длительным тюремным срокам.
Показ документального фильма побудил правительство в Тегеране вызвать посла Таджикистана в МИД, чтобы выразить свое недовольство тем, что оно назвало “необоснованными обвинениями”.
“Исламская Республика Иран стремится к дружественным и братским отношениям с Таджикистаном, основанным на взаимном уважении, но продолжение такого поведения таджикского правительства противоречит правилам дружественных отношений, и таджикское правительство должно осознавать последствия такого поведения”, – цитирует Министерство информационное агентство Mehr.
Душанбе не ответил на вызов своего посланника в Иран. Документальный фильм, в котором фигурировали утверждения об иранском финансировании терроризма, был в основном посвящен Партии исламского возрождения Таджикистана, или IRPT, оппозиционной группе, которую правительство запретило в 2015 году.
“Во время гражданской войны в 1990-е годы многие таджикские ученые, в том числе Мухиддин Олимп и Отахон Латифи, были убиты при попустительстве наемников из другой страны. Они были убиты с целью избавить Таджикистан от его лучших умов”, – говорит рассказчик, недвусмысленно намекая на Иран.
На прошлой неделе пражский новостной сайт Akhbor сообщил об осуждении 50 человек, получивших высшее образование в иранских университетах. По сообщениям, судебные процессы проходили за закрытыми дверями, но Ахбор сослался на неназванные источники, сообщившие, что подсудимым были предъявлены обвинения, в частности, в государственной измене и экстремизме.
Один осужденный, приговоренный к 25 годам лишения свободы, по словам Ахбора, был сыном Саида Кимитдина Гози – покойного члена-основателя ИРП.
Гози умер при загадочных обстоятельствах в тюрьме в прошлом году. Он был экстрадирован в Таджикистан из России в 2017 году и позже был осужден Верховным судом к 25 годам лишения свободы по обвинению в экстремизме. Позже срок был сокращен до семи лет, но Гози так и не вышел из тюрьмы. По данным правительства, однажды вечером в мае прошлого года в тюремной колонии города Вахдат произошла драка между заключенными членами ПИВТ и боевиками радикальной исламской организации. Гози якобы был в этих волнениях.
Совершенно непонятно, почему Таджикистан продолжает настаивать на том, чтобы воевать с Ираном.
Все это, похоже, восходит к концу 2015 года, когда Тегеран пригласил Мухиддина Кабири, лидера IRPT, принять участие в Конференции по Исламу. Власти Таджикистана запретили IRPT всего несколько месяцев назад, так что явное одобрение Ираном Кабири выглядело как расчетливое пренебрежение.
Позже президент Эмомали Рахмон предположил, что Иран был главным зачинщиком гражданской войны 1990-х гг. сотрудники Службы безопасности, не предоставив ни малейших доказательств, обвинили Иран в содействии оппозиции в подготовке насильственных заговоров. Иранских бизнесменов периодически выдавливали из страны. И полеты были приостановлены.
В этот период Таджикистан начал получать предложения от Саудовской Аравии, которая предоставила Душанбе деньги на строительство дорог и школ.
Однако в июне 2019 года, когда президент Ирана Хасан Роухани отправился в Душанбе, мороз, казалось, ослабел. Когда Рухани встретился с Рахмоном, таджикский лидер приветствовал его словами: “Добро пожаловать в ваш второй дом.”
Когда вспышка COVID-19 начала разворачиваться в начале этого года, Иран направил команду врачей для оказания помощи своим таджикским коллегам. Как раз в тот момент, когда разыгрывалась эта последняя шумиха, 26 сентября министр энергетики Ирана Реза Ардаканян в режиме видеоконференции встретился с министром энергетики и водных ресурсов Таджикистана Усмонали Узмонзодой, чтобы обсудить планы расширения экономического и энергетического сотрудничества.
Лишенный инвестиций, как бы то ни было, Таджикистан находится в незначительном положении, чтобы обострять отношения с международными партнерами, особенно с тем, который доказал, что является постоянным источником инвестиций.
Источник: https://russian.eurasianet.org/