В Израиле начались активные боевые действия: основное на 07.10
В прошлом месяце временный поверенный в делах посольства Сербии в Азербайджане был вызван в МИД Азербайджана для переговоров с заместителем министра иностранных дел Халафом Халафовым. Азербайджанская сторона подала жалобу на то, что армянские военные используют сербские минометы и боеприпасы различного калибра. Боеприпасы были обнаружены в ходе трехдневных боев между азербайджанскими и армянскими войсками, начавшихся 12 июля и унесших жизни 16 человек. Этот эпизод может создать проблемы для своеобразного партнерства, которое существовало между Сербией и Азербайджаном в течение последних 12 лет.
Как можно объяснить партнерство между двумя странами, которые кажутся такими разными? Есть две причины. Обе страны вовлечены в неразрешенные территориальные споры-Сербия с Косово и Азербайджан в конфликте с Арменией из-за Нагорного Карабаха. Второе объяснение связано с желанием Белграда найти альтернативные экономические партнерства, что особенно ярко проявилось в первый год после глобального финансового кризиса 2008 года.
Когда Косово провозгласило свою независимость в феврале 2008 года, борьба с сепаратизмом стала важнейшим элементом сербской внешней политики. В рамках этой политики Сербия обратилась к странам, обеспокоенным своими территориальными спорами, как для того, чтобы избежать любого прецедента, влияющего на ее косовскую политику, так и для того, чтобы заручиться дипломатической поддержкой этих стран на международных форумах. Азербайджан оказался в числе этих стран, что привело к странному дипломатическому созвездию.
Существует потенциальная синергия между Сербией и Арменией, поскольку обе страны являются православными христианскими нациями со стареющим населением и находятся под потенциальным давлением со стороны своих демографически более динамичных и молодых мусульманских соседей. Однако принцип неприкосновенности государственной территории сближал Белград и Баку. Обе стороны голосуют друг за друга в ООН по Косово и Нагорному Карабаху.
У Азербайджана были веские основания для открытого контакта с Сербией, поскольку всегда существовало странное совпадение территориальных и этнических конфликтов на Балканах и Кавказе, особенно когда речь шла об участии России. Так, в 1995 году, когда были подписаны Дейтонские мирные соглашения, положившие конец насилию в Боснии и Герцеговине, Россия играла незначительную роль в этом процессе, поскольку она увязла в катастрофической Первой чеченской войне между 1994 и 1996 годами. Однако войны в бывшей Югославии помогли России и в других случаях. В 1999 году военное вмешательство НАТО в Косово сыграло свою роль в решении тогдашнего президента России Бориса Ельцина и его преемника Владимира Путина об эскалации военных действий во время Второй чеченской войны между 1999 и 2009 годами. Одностороннее провозглашение независимости Косово от Сербии произошло незадолго до Русско-грузинской войны в августе 2008 года, в ходе которой Россия навязала независимость Абхазии и Южной Осетии, сославшись на косовский прецедент. Короче говоря, Сербия и Азербайджан косвенно либо ограничили, либо ослабили действия Москвы, и обе стороны осознают эту динамику.
Так или иначе, дипломатические отношения между Белградом и Баку быстро развивались. Азербайджан открыл свое посольство в Белграде в 2010 году, а Сербия открыла свое посольство в Баку в 2011 году. Азербайджан также учредил Азербайджанский культурный центр в Белграде в 2010 году. В период с 2010 по 2018 год было проведено пять межгосударственных визитов президента, один-премьер-министра Сербии, десять взаимных визитов министров иностранных дел и множество других встреч с другими правительственными должностными лицами и членами парламента. В мае 2018 года Президент Азербайджана Ильхам Алиев принял в Баку своего сербского коллегу Александра Вучича, где они подписали совместное соглашение о стратегическом партнерстве и ряд торговых соглашений, в том числе о прямом авиасообщении между Белградом и Баку.
Свою роль сыграла и экономика. Сербия сильно пострадала от финансового кризиса 2008 года и томилась на европейской периферии из-за медленных темпов вступления в ЕС, поэтому ей требовались кредитные линии. Азербайджан вскочил. В 2016 году участок Ljig-Preljina автодорожного коридора XI, предназначенного для соединения Италии, Черногории, Сербии и Румынии, был завершен азербайджанским подрядчиком AzVirt. Проект финансировался за счет кредита в размере 300 миллионов евро на основе кредитного соглашения, подписанного двумя правительствами в 2012 году. В ноябре 2019 года между сербским правительством и Азвиртом был подписан контракт на строительство автомагистрали рума-Шабац и скоростной автомагистрали Шабац-Лозница.
Азербайджан также набрал очки в своем партнерстве с Сербией, приобретя политическое влияние в стране-кандидате на вступление в ЕС, находясь под критикой ЕС за нарушения прав человека. Азербайджану также было полезно держать Сербию рядом в 2015 году, когда Сербия председательствовала в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, под эгидой которой действует Минская группа-механизм урегулирования нагорно-карабахского конфликта.
Белград и Баку приступили к урегулированию двустороннего вопроса, связанного со скандалом с боеприпасами. Вучич позвонил Алиеву, выразив сожаление в связи с гибелью азербайджанских граждан, пообещав направить в Азербайджан делегацию высокого уровня для расследования этого дела и пригласив своего коллегу из Баку посетить Сербию. Однако для Сербии, маленькой бедной страны, обремененной Косово и наследием 1990-х годов, оказаться в центре Кавказского конфликта-это последнее, что ей нужно. В течение последних 12 лет Сербия избегала втягивания в глобальные конфликты и споры, чтобы избежать раздражения региональных и глобальных держав. Однако присутствие сербского оружия в зонах конфликта ставит Белград под угрозу дипломатического гнева крупных игроков или даже санкций США. Белград должен отступить, пока на Кавказе не стало слишком жарко.