В Израиле начались активные боевые действия: основное на 07.10
Турция и Азербайджан заключили соглашение о сотрудничестве в области энергетики, которое включает в себя использование углеводородных ресурсов, производство и торговлю нефтехимической продукцией, строительство терминалов сжиженного природного газа (СПГ), развитие торговли электроэнергией, разведку полезных ископаемых, возобновляемые источники энергии и энергоэффективность.
Стороны также будут сотрудничать в продвижении инвестиций в области энергетики и горнодобывающей промышленности через государственные и частные компании. Ожидается, что недавнее соглашение углубит двустороннее сотрудничество в области энергетики. Обе стороны регулярно обсуждают вопросы двустороннего и регионального энергетического сотрудничества.
В ноябре 2019 года Турция и Азербайджан официально отметили завершение строительства Трансанатолийского газопровода (TANAP), который включает в себя самый длинный участок Южного газового коридора стоимостью 40 миллиардов долларов-серию трубопроводов, которые будут транспортировать газ с азербайджанского месторождения Шах-Дениз II в Европу. Проект был официально запущен в июне 2018 года. Он простирается от турецко-грузинской границы до турецко-греческой границы.
На долю Азербайджана приходится наибольшая доля турецкого импорта природного газа. По данным Министерства энергетики Азербайджана, в 2019 году более 27,3 процента экспорта природного газа Азербайджана пришлось на Турцию. В январе 2020 года Азербайджан экспортировал в Турцию 945,18 млн кубометров газа с месторождения “Шахдениз”, что на 16,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Управление по регулированию энергетического рынка Турции (EPDK) опубликовало в апреле отчет о потреблении газа в стране в марте 2020 года. В докладе отмечается, что Турция зафиксировала увеличение доли СПГ в своем импорте газа в марте 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а Азербайджан занял первое место по объему импорта турецкого трубопроводного газа, оставив позади Россию и Иран.
Согласно тексту соглашения, полученному компанией Nordic Monitor, Турция и Азербайджан обязуются сотрудничать в области разработки и использования углеводородных ресурсов; геологии и разработки месторождений; производства и торговли нефтехимией и переработанными нефтепродуктами; разработки и производства запасных частей и технического обслуживания СПГ-терминалов и связанных с ними технологий; а также углубления нефтехимических и нефтеперерабатывающих процессов.
В статье 4 соглашения подчеркивается, что стороны сосредоточат свое внимание на “разведке, добыче, транспортировке, переработке, коммерциализации, распределении и торговле углеводородами (на суше и на шельфе)”, добавив, что они будут оказывать друг другу помощь в “строительстве, восстановлении, развитии, эксплуатации, добыче и обслуживании объектов хранения природного газа и транспортной инфраструктуры”.”
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган прибыл с официальным визитом в Баку для участия в восьмом заседании Совета стратегического сотрудничества высокого уровня Турция-Азербайджан, состоявшемся 25 февраля 2020 года. По итогам встречи министр энергетики и природных ресурсов Турции Фатих Денмез и министр энергетики Азербайджана Парвиз Сахбазов подписали соглашение, расширяющее договорно-правовую базу двустороннего сотрудничества в области энергетики и горнодобывающей промышленности.
В то время как соглашение из 14 статей было одобрено парламентом Азербайджана Милли Меджлисом 31 мая, президент Реджеп Тайип Эрдоган представил соглашение на утверждение турецкому парламенту 8 июня.
Соглашение также охватывает техническое сотрудничество в области строительства, эксплуатации и технического обслуживания сетей передачи электроэнергии; развитие торговли электроэнергией и мощности по соединению; а также обмен опытом регулирования рынка электроэнергии.
Условия соглашения будут выполняться Министерством энергетики и природных ресурсов с турецкой стороны и Министерством энергетики Азербайджана. Сделка действительна в течение пяти лет с автоматическим продлением на последующие пятилетние периоды. Согласно соглашению, любая из сторон может уведомить другую о намерении расторгнуть договор по дипломатическим каналам не менее чем за три месяца.