Экологический отпечаток, позабытый новыми шелковыми путями в Центральной Азии

Узбекистан: умная патрульная система представлена специалистам по охране природы

Поделиться

Слишком часто игнорируется воздействие на окружающую среду Новых Шелковых путей-крупного инфраструктурного проекта Китая, стремящегося связать Китай с Европой. Китайские инвестиции не учитывают принципы устойчивого развития и смягчение последствий изменения климата, обеспокоены НПО.

Большинство стран Центральной Азии с готовностью принимают участие в Новых Шелковых путях, также называемых поясной и дорожной инициативой (BIS), амбициозной китайской инвестиционной стратегией в области связи и торговых векторов евразийского континента. Целью этого масштабного инфраструктурного проекта, начатого в 2013 году, является соединение Китая с Европой по железной дороге, А Китая с Африкой по морю. В течение нескольких лет он стал флагманским проектом председателя Си Цзиньпина, вплоть до маркировки инфраструктурных проектов, когда они не были запланированы в первоначальном плане.

Однако, как только он был запущен, гражданское общество и экспертные сообщества всех заинтересованных стран поднимают тревогу о воздействии китайских инвестиционных проектов на окружающую среду. На вебинаре, организованном казахстанским НПО “социальный и экологический фонд” 3 июня, экологические активисты из четырех центральноазиатских стран привели примеры негативного воздействия БМР в их соответствующих странах.

В 2014 году Китай “объявил войну загрязнению”, амбициозное обязательство, которое проявилось в принятии самых строгих экологических стандартов в отношении промышленных выбросов. Эта политика привела к закрытию тысяч заводов. Однако Китай по-прежнему жаждет сырья и полезных ископаемых, добыча которых неизбежно влияет на окружающую среду и здоровье местного населения. Помимо строительства железнодорожных и автомобильных дорог, именно этот вид производства является объектом китайских зарубежных инвестиций в рамках БМР.

Производство цемента является типичным примером загрязняющей промышленности, переселенной Китаем в Центральную Азию. «В Таджикистане 85 % активов 18 цементных заводов страны контролируются китайскими инвесторами. Их выбросы делают темным белье, которое сушат жители близлежащих деревень», – отметил Умиджон Улугов, директор проекта НПО Пешсаф и участник вебинара.

Евгений Симонов, координатор Ассоциации «Реки без границ», основанной в России и работающей на всем постсоветском пространстве, упоминает 60 китайских инвестиционных проектов в мире, представляющих экологический риск. Двенадцать из них ставят под угрозу объекты всемирного наследия ЮНЕСКО. 34 представляют угрозу заповедникам и в общей сложности 600 видов фауны и флоры, населяющих их. Ни в одном из проектов не проводились консультации с местным населением, и подавляющее большинство из них (49) находятся в центре ожесточенных споров между инвесторами, местными властями и коренными народами.

БМР в целом разрабатывается и внедряется без стратегической экологической оценки (СЭО)-исследования, которое позволяет на ранней стадии изучить масштабы и характер потенциальных экологических и социально-экономических последствий. Хотя по внешнему виду Китай вводит стандарты ответственного инвестирования в рамках БМР, это в основном рекомендации, заметил Евгений Симонов на вебинаре. Таким образом, не существует ни назначенного экологического органа для БМР, ни целенаправленной политики «зеленых» инвестиций.  

Экологические явления в центральноазиатских странах часто имеют трансграничные последствия, настаивает Наталья Шулепина, журналист узбекских СМИ Sreda.uz специализируясь на окружающей среде, в своем выступлении от 3 июня. Наталья Шулепина приводит пример многоцелевого производственного участка Пэн Шэн, занимающего 102 гектара в 70 километрах от Ташкента, полностью оснащенного китайскими технологиями, что является причиной загрязнения притока Сырдарьи. Согласно ранее собранным журналисткой свидетельствам, сточные воды, сброшенные в канал, который используется для орошения близлежащих земель, грязны и вонючие. Уже несколько лет промышленники предпочитают платить штрафы, чем модернизировать свою систему очистки воды, замечает Наталья Шулепина на онлайн-конференции.

Страны Центральной Азии не готовы прилагать необходимые законодательные и институциональные усилия для обеспечения озеленения даже для новых строительных проектов. В целом в Казахстане запланировано 55 китайских инвестиционных проектов, большинство из которых связаны с добычей полезных ископаемых, 12-в нефтегазовом секторе, восемь-в горнодобывающей и металлургической промышленности и 15-в энергетическом секторе. Только десять проектов связаны с возобновляемыми источниками энергии.

По словам участников онлайн-конференции 3 июня, коррупция является еще одним серьезным препятствием на пути озеленения инвестиций БМР. По мнению ораторов, несмотря на то, что есть экологические инспекции сайтов, как бы редко и слабо они ни были, их результаты аннигилируются договоренностями под столом. Промышленники беспринципно нарушают экологические и санитарные нормы, представляют мошеннические документы.

Между ожесточенными столкновениями, петициями и открытыми письмами к правительству, активная реакция гражданского общества направлена на то, чтобы привлечь внимание национальных властей к пагубным последствиям их увлечения китайскими проектами. К сожалению, многие инвестиционные проекты носят политический характер, и их логика выходит за рамки простых экономических интересов.

Транснациональная координация экологических усилий гражданского общества и межправительственное сотрудничество в деле защиты природных ресурсов региона имеют первостепенное значение, особенно в том, что касается трансграничных природных пространств и коридоров Новых Шелковых путей. Гражданское общество готовится к диалогу как со своими правительствами, так и с китайскими властями и компаниями, а также тренируется в инструментах влияния общественного мнения, заключают участники вебинара. С этой целью создаются ассоциации, такие, как проект Green Silk Road, направленный на укрепление и координацию усилий организаций гражданского общества соответствующих стран по оказанию давления, прежде всего, на их соответствующие правительства.

Поделиться

Read Previous

Совет Европы поддерживает пенитенциарные системы в Армении, Грузии, Молдове, Черногории и Северной Македонии

Read Next

Открылся новый мост на границе Ирана и Туркменистана

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Comments
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x