Узбекистан продолжает нагнетать обстановку вокруг маргинальных исламских группировок

Прекращение огня между Арменией и Азербайджаном-это только первый шаг

Поделиться

Полиция говорит, что они начали общенациональную зачистку для членов “Хизб ут-Тахрир”.

Правоохранительные органы Ферганской долины Узбекистана задержали группу людей, которые, по их словам, принадлежат к исламистской группировке “Хизб ут-Тахрир”, которую правительство исторически приравняло к таким воинствующим группировкам, как “Аль-Каида”.

В заявлении МВД от 28 мая говорится, что другие сторонники группировки разыскиваются в городах Ферганской долины Андижан и Наманган, а также в Ташкенте и Сурхандарьинской области.

Все задержанные ранее отбывали тюремные сроки за свои связи с “Хизб ут-Тахрир” и продолжали пропагандировать идеологию этой группировки даже после освобождения, говорится в заявлении министерства. По данным полиции, в домах задержанных была обнаружена литература, признанная властями экстремистской.

Жесткая кампания узбекского правительства против “Хизб ут-Тахрир”, запрещенная в большинстве исламских стран, но в целом настороженно терпимая на Западе, началась в 1990-е гг. арестованные члены организации часто подвергались жестоким пыткам и приговаривались к длительным срокам тюремного заключения, по словам правозащитников.

Хотя религия была сильно подавлена в советское время, исламские верования получили некоторое возрождение примерно с начала 1980-х гг. Ферганская долина в Узбекской ССР оказалась особенно плодородной областью для подпольных движений, созданных мусульманскими священнослужителями, знакомыми с исламскими учениями за рубежом.

Этот ручеек на короткое время превратился в бурный поток сразу после обретения независимости. Однако после того, как власти встали на ноги и политическая турбулентность, вызванная травмой неожиданной независимости, утихла, репрессии, проводимые президентом Исламом Каримовым, были решительными. Хизб ут-Тахрир, с ее явно политическим брендом исламского учения, всегда вызывала особую ненависть.

Зачистка активистов “Хизб ут-Тахрир”, или людей, воспринимаемых как сочувствующие этой группировке, усилилась в 1999 году, после терактов в столице страны Ташкенте. Одним из тех, кто оказался втянутым в эту волну арестов, был Хафизулло Насыров, которого называют лидером узбекского крыла организации. Позже он был приговорен к 20 годам тюремного заключения.

Однако в 2018 году Насыров появился в видеообращении, в котором он якобы отказался от своих связей с “Хизб ут-Тахрир”, решение, которое, по его словам, он принял ” после долгих размышлений.”

Продолжающееся преследование “Хизб ут-Тахрир” сигнализирует о том, что узбекское правительство закладывает маркер там, где оно видит внешнюю границу для преследования исламских убеждений.

В сентябре 2017 года президент Шавкат Мирзиеев, который был избран на этот пост в прошлом году на скачках одной лошади, приказал удалить 16 000 имен из правительственного черного списка 17 000 подозреваемых экстремистов. Но, как писала вашингтонская правозащитная группа Freedom House, узбекские власти в 2018 году ” добавили новые ограничения для религиозных общин, стремящихся получить правовой статус.”

Более того, по мнению правозащитных групп и независимых журналистов, члены “Хизб ут-Тахрир” по-прежнему подвергаются пыткам. Однако правила, похоже, все еще находятся в постоянном движении.

Узбекская служба Радио “Озодлик” Радио “Свобода” в январе сообщила, что правительственный комитет по делам религий обновил свой список запрещенного религиозного содержания. 40-страничный документ, который еще не был обнародован, включает в себя проповеди, книги, веб-сайты, страницы в социальных сетях, а также сведения о запрещенных членах групп и самозваных улемах, считающихся запрещенными.

Несмотря на то, что продвижение Узбекистана в направлении установления полноценных религиозных свобод происходит лишь выборочно, оно получило определенную поддержку со стороны правительства США.

В апреле комиссия Соединенных Штатов по международной религиозной свободе заявила в своей последней оценке по Узбекистану, что правительство предприняло “заметные шаги для решения … давних и значительных проблем, связанных с религиозной свободой”.

“Некоторые инциденты в течение 2019 года усилили опасения по поводу того, что правительство продолжает ограничивать мусульманскую религиозную практику, не соответствующую предписанному государством толкованию ислама”,-говорится в докладе комиссии.

В том же докладе отмечалось, что правительство во второй половине 2019 года переподчинило заместителя председателя Комитета по делам религий Нуриймана Абулхасана в Управление МВД по борьбе с терроризмом и экстремизмом, а затем назначило Абдужафура Ахмедова, офицера Государственной службы безопасности, реформированного преемника КГБ, возглавить религиозный комитет.

Последствия таких кадровых перестановок очевидны – правительство продолжает рассматривать Ислам как неотъемлемый потенциальный риск для национальной безопасности.

Поделиться

Read Previous

Москва предлагает сыграть посредников в пограничном конфликте между Таджикистаном и Киргизией

Read Next

Туркменистан откроет лаборатории по тестированию вирусов в Афганистане

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Comments
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x