В Израиле начались активные боевые действия: основное на 07.10
Эта новейшая эскалация исторических войн грозит втянуть Кавказ в более масштабную постсоветскую борьбу за память о Второй мировой войне, которая отравила связи между Россией и многими ее соседями.
Как будто борьбы за собственное прошлое недостаточно, лидеры Армении и Азербайджана расширили поле битвы, включив в него самый спорный исторический вопрос на постсоветском пространстве-Вторую Мировую войну.
В связи с празднованием Дня Победы в этом году азербайджанские официальные лица обвиняют дедушку премьер-министра Армении Никола Пашиняна в том, что он был нацистским коллаборационистом. А Пашинян нанес ответный удар, обратив внимание на азербайджанцев, которые сами сотрудничали с Третьим Рейхом.
С обеих сторон нацистское сотрудничество было маргинальным явлением по сравнению с огромным количеством армян и азербайджанцев, сражавшихся за Советский Союз. Но взаимное указующее движение представляет собой новую эскалацию риторической борьбы между двумя странами за моральную высоту и угрожает втянуть Кавказ в более масштабную постсоветскую борьбу за память о Второй мировой войне, которая отравила связи между Россией и многими ее соседями.
Сражения за историю региона – кто является “исконными” жителями той или иной территории, с чьей стороны начался конфликт между ними – уже уныло распространены. Особенно остро они проявляются весной, когда отмечается ряд годовщин войны между армянами и азербайджанцами в конце 1980-х-начале 1990-х гг. В преддверии празднования этого года, в феврале, аналитик Том де Вааль призвал к “армяно-азербайджанскому историческому перемирию”.”
Вместо этого обе стороны взяли в руки оружие более высокого калибра. Этот раунд боевых действий начался 9 мая, когда большинство стран бывшего Советского Союза отмечают День Победы во Второй мировой войне вместе со своими союзниками. премьер-министр Армении Никол Пашинян опубликовал в Facebook фотографию своего деда Николая Пашиняна, служившего в 554-м стрелковом полку 138-й стрелковой дивизии Красной Армии.
Один армянский оппозиционный сайт, Yerevan Today, тогда покопался в архивах и нашел записи некоего Николая Пашиняна, который на самом деле воевал с нацистами. Офис Пашиняна отрицал, что это был его дед – тот, что в архивах имел другое отчество, – и что по большей части этот вопрос был решен в Армении.
Однако в Азербайджане его подхватили с большим удовольствием. У проправительственных сайтов был День поля с новостями, фальшивыми или нет. ”Сотрудничество дедушки премьер-министра Армении с нацистами-позор для Армении”, – гласил типичный заголовок.
Между тем азербайджанская пресса также активно освещала недавно обнаруженный документ 1945 года, написанный одним из членов Конгресса США, в котором политическая организация армянской диаспоры, Армянская революционная федерация – Дашнакцутюн, была названа нацистскими сторонниками.
И все это было на вершине многолетней пиар-кампании по освещению истории Гарегина Нжде, Армянского национального героя войны 1910-х и 20-х годов, который сотрудничал с нацистской Германией во время Второй мировой войны. Нжде остается героем в Армении и сегодня, а в 2016 году в Ереване была установлена его статуя.
Азербайджан уже давно стремится использовать героизацию в Армении для завоевания очков – в частности, с Россией, где история Второй мировой войны остается глубоко актуальной для современной политики и международных отношений. Москва, например, использует героизацию современной Украины националистическими лидерами и нацистскими коллаборационистами, такими как Степан Бандера и Роман Шухевич, в качестве оправдания своих многоплановых атак на эту страну. Россия иногда баловалась тем же самым с Арменией и Нжде, хотя любопытно, что этот дискурс исчез после прихода Пашиняна к власти в 2018 году, хотя Кремль не доверяет Пашиняну из-за его якобы прозападных симпатий.
Тем не менее Баку продолжает свои попытки. На саммите Содружества Независимых Государств в Туркменистане в октябре президент Азербайджана Ильхам Алиев прямо заявил Пашиняну о наследии Нжде, и эти два человека поспорили об этом, к явному раздражению других постсоветских лидеров. Во время пресс-конференции 16 мая один журналист попросил Пашиняна ответить на обвинения Алиева в адрес Нжде, и Пашинян, очевидно, был готов к контратаке.
“Как можно обвинять Армению в том, что она является сторонницей нацизма, когда Алиев лично организует прославление нацистского режима? Это неприемлемо”, – ответил Пашинян.
Далее Пашинян рассказал о Мамеде Амине Расулзаде, который считается отцом-основателем Азербайджанской Демократической Республики, просуществовавшей с 1918 по 1920 год. Позже Расулзаде был сослан, когда Советский Союз захватил Азербайджан, и во время Второй мировой войны ненадолго попытался вовлечь нацистскую Германию в тактический союз для восстановления независимости Азербайджана – так же, как Нжде сделал это с Арменией.
Премьер-министр также особо выделил нацистский “Азербайджанский легион”, подразделение, состоящее в основном из советских азербайджанских военнопленных, что нацисты также делали с другими этническими группами из Советского Союза, включая, да, армян. Пашинян привез с собой также несколько наглядных пособий, в том числе фотографии обмундирования, газету и флаг Азербайджанского легиона.
Пашинян также попытался связать Расулзаде с азербайджанским Легионом-когда такой связи еще не было – и описал сегодняшнее обращение Расулзаде в Азербайджане, отметив, что улицы названы в его честь и ему была посвящена Марка.
Наследие Расулзаде в Азербайджане сегодня гораздо сложнее, чем описывал Пашинян, хотя оно и не имеет ничего общего с его отношениями с нацистами. Алиев держит его на расстоянии вытянутой руки, предпочитая изображать своего собственного отца и предшественника Гейдара Алиева настоящим отцом нации.
Тем не менее несколько азербайджанских чиновников (правда, не сам Алиев) защищали Расулзаде от нападения Пашиняна.
“Расулзаде – один из основателей Азербайджанского государства. А кто такой Дед Пашиняна?! Коммунист, который служил фашизму после того, как был захвачен нацистами”, – сказал вице-спикер парламента Азербайджана Фезаил Ибрагимли. “Расулзаде и дедушку Пашиняна нельзя сравнивать.”
Фарид Шафиев, глава правительственного аналитического центра в Баку, утверждал, что в отличие от Расулзаде Нжде продвигал расово центрированную идеологию, которая делала его более подходящим для нацистов (и которая была принята правящей Республиканской партией бывшего армянского режима Армении). Нжде также помогал вербоваться в Армянский легион.
Тем не менее, взаимное указующее перст затеняет фундаментальное сходство между армянами и азербайджанцами во время Второй мировой войны: подавляющее большинство с обеих сторон сражалось за советы, а не за нацистов, у большинства из тех, кто делал последнее, не было особого выбора, так как они уже были взяты в плен, и уважение к Нжде и Расулзаде в их соответствующих странах сегодня не имеет никакого отношения к их деятельности во время Второй мировой войны.