В Израиле начались активные боевые действия: основное на 07.10
8 мая прошлого года в незанятом районе таджикско-киргизской границы вспыхнули столкновения. По меньшей мере два таджикских пограничника были ранены, прежде чем они применили минометы, серьезно ранив трех киргизских солдат. Кажется, ничто не может остановить эти столкновения, которые участились в течение последних нескольких месяцев.
Новая эскалация на таджикско-киргизской границе. 8 мая прошлого года ожесточенные столкновения, сначала между жителями деревни, а затем между пограничниками, привели к ранению по меньшей мере пяти человек, согласно данным российских СМИ Fergana News. Два таджикских солдата были обстреляны камнями и обстреляны из винтовок, а трое киргизских пограничников были обстреляны из минометов. Инцидент произошел в незанятом районе границы между двумя странами, недалеко от города Чоркух в таджикском районе Исфара на севере Таджикистана и деревни чек в киргизском районе Баткен на юго-западе Кыргызстана.
Несмотря на то, что таджикская и киргизская версии противоречат друг другу по нескольким пунктам, представляется очевидным, что причиной насилия стал спор о полусотне гектаров земли. Поля, о которых идет речь, примыкающие к границе, четко не разграничены.
Пограничники Киргизии утверждают, что эти земли всегда использовались киргизскими жителями Баткенского района. Напротив, Государственный Комитет национальной безопасности Таджикистана, утверждает, что причиной конфликта является произвольное присвоение 4 гектаров земли гражданами Республики Кыргызстан и что эти земли, согласно закону, принадлежат Таджикистану.
Тогда таджикские и киргизские жители, числом около сорока с обеих сторон, начали сталкиваться друг с другом камнями. Сообщается, что мужчина также стрелял из дробовика. По версии киргизских пограничников, они затем, сделав несколько выстрелов, разогнали обе группы. Напротив, в таджикском коммюнике утверждается, что пограничники Киргизии вместо разрешения конфликта действовали как провокаторы и открыли огонь по безоружным гражданам Таджикистана, ранив при этом двух пограничников. Однако таджикская версия сама по себе противоречива. Мэрия Исфары утверждает, что один из двух таджикских солдат был ранен камнем.
Затем, таджикские солдаты неожиданно открыли минометный огонь по гражданам Киргизии. В видеозаписи, можно услышать многочисленные выстрелы и увидеть, как двое пограничников несут раненого человека. Однако ни в коммюнике Государственного Комитета национальной безопасности Таджикистана, ни в сообщении официального таджикского агентства Ховар об этих минометных обстрелах не упоминается.
Три солдата были ранены и госпитализированы в городе Баткен. Один из пограничников, состояние которого оценивается как «крайне тяжелое», получил травмы позвоночника, живота и таза. Двое других, состояние которых оценивается как “стабильное и средней тяжести, были ранены в грудь. Кроме того, местный житель, состояние которого не уточняется, также был госпитализирован.
На месте, по-видимому, установилось спокойствие, поскольку были проведены переговоры между пограничниками, направленные на стабилизацию ситуации. Кроме того, по инициативе Киргизии 8 мая вечером министр иностранных дел Чингиз Айдарбеков встретился по телефону со своим таджикским коллегой Сироджиддином Мухриддиным. В ходе беседы оба министра подчеркнули необходимость координации действий, направленных на скорейшее урегулирование инцидента. Министры также согласились с важностью проведения разъяснительной работы с местным населением, чтобы снять напряженность в приграничном регионе и предотвратить дальнейшую эскалацию.
Кроме того, 9 мая, состоялся телефонный разговор между вице-премьером Киргизии, отвечающим за границы, Акрамом Мадумаровым и его таджикским коллегой Азимом Иброхимом. Оба собеседника признали недопустимость применения огнестрельного оружия и необходимость принятия дальнейших мер для снижения напряженности. 9 мая заместитель министра Киргизии прибыл на место происшествия военным самолетом. Наконец, были созваны послы двух стран и что правительства обменялись нотами протеста.
Тем не менее, заявления о добрых намерениях властей плохо скрывают эскалацию пограничной напряженности между двумя странами, и с 2019 года такие инциденты растут. Таджикистан и Кыргызстан имеют общую границу протяженностью 976 километров, но официально разграничены и демаркированы только 504 километра. Кроме того, пограничный вопрос осложняется наличием на территории Киргизии двух таджикских анклавов.
Так, в июле 2019 года близ таджикского анклава Ворух и киргизского села Ак-Сай разгорелся конфликт из-за флага и вывески, установленных на спорной территории. Последовала перестрелка, в результате которой погиб таджикский мужчина. Тогда правительство Киргизии приняло решение об эвакуации нескольких сотен жителей деревни. Несколько дней спустя президент Киргизии Сооронбай Жеенбеков встретился со своим таджикским коллегой Эмомали Рахмоном на месте инцидента с целью продвижения переговоров по вопросу о границе.
В сентябре 2019 года строительство нового контрольно-пропускного пункта в незанятой зоне границы возродило напряженность. В результате перестрелки погибли один киргизский пограничник и трое таджикских пограничников. Кроме того, в декабре в результате стрельбы из охотничьего ружья была ранена таджикская жительница, а в районе Баткена 200 человек столкнулись с камнями. Разминки возобновились в ночь с 9 на 10 января прошлого года, и таджики и киргизы вновь выступили против друг друга камнями и ружьями.
Несмотря на посредничество, инициированное президентами Кыргызстана и Таджикистана в июле 2019, переговоры между двумя странами, похоже, в настоящее время зашли в тупик. Центральные власти устарели, и ничто, похоже, не может остановить эскалацию. 21 февраля сообщалось, что обмен территориями, который упростил бы демаркацию границы, обсуждался в ходе встречи между вице-премьерами Таджикистана и Кыргызстана. Однако эта информация тут же была опровергнута специальным представителем правительства Киргизии по пограничным вопросам Борубаевым.