В Израиле начались активные боевые действия: основное на 07.10
Ужесточение отношений с обеих сторон конфликта замедлило выпуск фильма, который уже девять лет находится в стадии разработки.
Долгожданный документальный фильм, снятый смешанной армяно-азербайджанской командой, получил частичный публичный релиз, хотя полный фильм остается в тайне из-за чувствительности темы.
Производство фильма было организовано при содействии базирующейся в Великобритании организации по миростроительству, согласительных ресурсов, а также снята, написана и отредактирована командой опытных журналистов и активистов из Армении, Нагорного Карабаха и собственно Азербайджана.
“Еще до “четырехдневной войны” в апреле того же года мы были обеспокоены последствиями широкого освобождения для некоторых наших партнеров”, – сказал Лоуренс Броерс, директор Кавказской программы “согласительные ресурсы”, имея в виду всплеск тяжелых боевых действий между двумя сторонами, которые значительно укрепили отношения с обеих сторон.
“Некоторые из азербайджанских интервьюеров в этих фильмах были арестованы и преданы суду, в том числе по обвинениям, связанным с миротворческой деятельностью”, – сказал Броерс. “Мы все еще обдумывали эти вопросы, когда началась четырехдневная война. После этого мы признали, что распространение фильмов должно быть сдержанным и постепенным.”
Эти фильмы были показаны приглашенным зрителям на Кавказе и за его пределами, но до сих пор не были выпущены публично.
Затем производители начали работать над более короткой версией, суммируя всю работу и облегчая ее потребление в целом. “Мы чувствовали, что это было важно, учитывая избирательность, которая является определяющей чертой лихорадочной пропагандистской войны, продолжающейся между сторонами”, – сказал Броерс.
Этот 76-минутный фильм был опубликован на потоковой платформе Vimeo 12 мая. В нем представлена лучшая на сегодняшний день документальная трактовка конфликта, начиная с его истоков в конце 1980-х годов и заканчивая последствиями “бархатной революции” в Армении в 2018 году.”
Фильм тщательно продуман, отражая его происхождение от производства комитетом. Тем не менее она не чурается углубляться в самые чувствительные эпизоды конфликта, такие как антиармянские погромы в Сумгаите и Баку и массовые убийства мирных азербайджанцев в городе Ходжалы.
“Как и многие другие фильмы о миротворчестве, “части круга” предназначены не для того, чтобы восстановить гармоничные моменты исторического сосуществования, какими бы жизненно важными ни были эти воспоминания, а для того, чтобы побудить зрителей подвергнуть сомнению их собственные истины о прошлом”, -написал он в своем блоге.
Эта задача становится все более трудной, поскольку партизаны с обеих сторон занимают все более бескомпромиссные позиции. Теории заговора, которые стремятся запутать или переложить вину за самые печально известные эпизоды войны, были приняты правительствами обеих сторон.
Даже среди производителей частей круга – части крошечного меньшинства армян и азербайджанцев, заинтересованных в примирении с другой стороной – – выработка общего нарратива, по которому все стороны могли бы прийти к согласию, была спорным процессом.
“Обычные вещи, обычные идеи, которые вы всегда принимали как должное, вдруг звучат совершенно по-другому, когда вы пытаетесь услышать, как они звучат для кого-то другого”, – сказал Ара Ширинян, армянский режиссер, который был одним из авторов короткометражного фильма о создании частей круга.
“Мы обсуждаем, ссоримся, иногда кричим, но в конце концов нам удается прийти к компромиссу и коллективному решению”, – сказал другой автор фильма, Ильхам Сафаров.
Выход фильма был отпразднован аналитиками конфликта. “Это лучшая документация об истоках конфликта”, -сказала Олеся Вартанян, Тбилисский аналитик Международной кризисной группы.
“Мы так долго этого ждали!” написал Том де Ваал, известный аналитик. “Наконец-то был выпущен новаторский проект-совместный совместный армяно-азербайджанский документальный фильм о происхождении и событиях карабахского конфликта. Это захватывающее зрелище, и создание его- это история сама по себе.”
То, что еще предстоит увидеть, – это реакция в более общем плане по всему региону. Броерс сказал, что группа надеется выпустить полный трехсерийный сериал “как только мы оценим реакцию на итоговый фильм.”