В Израиле начались активные боевые действия: основное на 07.10
Facebook сорвал блокировку фейковой новостной операции в Грузии, которая была нажита на пандемии коронавируса, чтобы склонить общественное мнение в пользу правительства.
Революция роз 2003 года выбила Шеварднадзе из власти, а Кандиашвили-из эфира. Новый президент, Михаил Саакашвили, взял под жесткий контроль национальные передачи и национальное повествование.
Десять лет спустя, когда настала очередь Саакашвили быть вытесненным из власти, Кандиашвили снова появился, чтобы рассказать Грузии, что происходит, хотя и на этот раз, как утверждается, как таинственный царь интернет-троллей.
В 2013 году, через год после того, как миллиардер Бидзина Иванишвили и его партия “Грузинская мечта” взяли на себя руководство Грузией, Кандиашвили был назначен главой правительства по связям с общественностью.
Оппозиционные группы и демократические сторожевые псы уже давно утверждают, что настоящая работа Кандиашвили состояла в том, чтобы управлять теневым отделом дезинформации, похожим на российские фермы троллей. Он якобы управлял обширной сетью ботов и троллей, и все они работали, чтобы очернить критиков правительства. Кандиашвили отрицал это, но на прошлой неделе обвинения приобрели еще большее доверие, когда Facebook приостановил сотни грузинских страниц, групп и аккаунтов, связанных с медиа-компанией Кандиашвили Espersona (“этот человек”).
“Мы удалили 511 страниц, 101 счетах, и 122 групп, и 56 страниц Instagram” участвует в скоординированной недостоверной деятельность в Грузии, Facebook заявил 5 мая на своих глобальных усилий, для того чтобы очистить вне дезинформации от своих социальных сетях.
Facebook также заблокировал личный кабинет Кандиашвили и его фан-страницу, а также аккаунт, предположительно принадлежащий его бывшей жене Ноне Кандиашвили, которая также занимала пост главы пресс-службы правительства Грузии.
В тот же день, когда Facebook объявила о снятии аккаунтов, Лаборатория цифровых судебно-медицинских исследований Атлантического совета предложила более подробную информацию о сети, связанной с Кандиашвили.
Кампания эсперсоны, казалось, извлекла выгоду из пандемии коронавируса, чтобы склонить общественное мнение в пользу правящей партии. Чтобы привлечь большую аудиторию, аккаунты сети выдавали себя за врачей и вирусологов, которые находятся на переднем крае борьбы Грузии с COVID-19 и пользуются большим доверием общественности.
Один поддельный аккаунт выдавал себя за популярного врача Левана Ратиани, директора клиники Тбилисского государственного медицинского университета. Ратиани является частью когорты медицинских работников, ведущих борьбу с коронавирусом, и ежедневно появляется на телевидении, чтобы сообщить последние новости об эпидемиологической ситуации.
DFRlab сообщил, что в сеть вошли аккаунты, выдающие себя за лидеров оппозиции, а также маргинальные новостные порталы, делящиеся проправительственным контентом. Многие из этих новостных порталов были созданы в один и тот же день и имели почти идентичные интерфейсы, пишет DFRlab. Некоторые страницы в сети посвящены спорту и развлечениям.
Кандиашвили отверг эти обвинения как “ложь ” в заявлении, опубликованном на сайте Espersona. “Я не был на государственной службе с 2014 года. Я никогда не был сотрудником “Грузинской мечты”, хотя все знают, что я активно участвую в предвыборных кампаниях. Я был горячим сторонником Грузинской мечты с самого начала и останусь таковым в будущем.”
Он утверждал, что на решение Facebook повлияли сообщения некоммерческих групп, которые он связал с крупнейшей оппозиционной партией-Единым национальным движением, лояльным экс-президенту Саакашвили. Однако Facebook также снял десятки аккаунтов, страниц и групп, связанных с Единым национальным движением, что указывает на то, что оппозиционная партия также практикует кампании дезинформации, хотя и не совсем в масштабах правящего истеблишмента.
Facebook, похоже, также нацелился на операции российского влияния в Грузии. Сеть уничтожила профили и страницы, которые служили усилителями аудитории для российской новостной сети Sputnik. Международное общество За честные выборы (ISFED), базирующийся в Тбилиси демократический сторожевой пес, обнаружил 37 вероятных неаутентичных аккаунтов и 41 группу, посвященную распространению контента спутника “организованным и подозрительным образом.”
Используя развлечения и сенсационные истории в качестве приманки для кликов, эти аккаунты и страницы якобы пытались направить пользователей к пророссийскому и антизападному контенту, говорится в отчете ISFED. ISFED, которая сообщила о своих выводах в Facebook, разоблачила аналогичную схему с участием другой российской службы новостей-News Front. Десятки мистификационных аккаунтов и страниц распространяют пропагандистский контент нового фронта в Грузии, часто размещая его в аутентичных дискуссионных группах, с целью спровоцировать поляризацию и продвигать кремлевские тезисы.
В то время как зависимость Москвы от тайных операций социальных сетей для продвижения своих интересов внутри страны и в глобальном масштабе была хорошо документирована, использование грузинским правительством аналогичных стратегий для подрыва местной оппозиции только недавно привлекло внимание и бросает тень на репутацию страны как многообещающей демократии. В декабре прошлого года Facebook провела свою первую крупномасштабную очистку активности в Грузии, удалив сотни страниц и множество аккаунтов.
Большой масштаб разоблачений в Грузии отчасти объясняется тем, что в стране существует несколько профессиональных сторожевых групп, занимающихся отслеживанием и развенчанием дезинформационных кампаний. Кроме того, ISFED связал очевидный всплеск числа троллей и ботов в Facebook с парламентскими выборами, запланированными на эту осень.
Facebook также, безусловно, является любимым сетевым сайтом страны – использование Twitter и других сетей остается маргинальным – и вторым по популярности источником новостей в Грузии, согласно опросу CRRC. Борьба за голоса избирателей все еще происходит в основном на телевидении, доминирующем информационном средстве. Но если бы кто-то вроде Кандиашвили захотел рассказать народу о своей точке зрения на происходящее, Facebook был бы его вторым лучшим выбором.