В Израиле начались активные боевые действия: основное на 07.10
Эта программа была яблоком раздора между армянами и азербайджанцами, но американские официальные лица говорят, что мотивация сокращения не была политической.
Правительство США прекратило финансирование работ по ликвидации наземных мин в Нагорном Карабахе-крупнейшей американской программы помощи на спорной территории.
Эта программа была решительно поддержана армянами и долгое время раздражала азербайджанцев, но американские официальные лица заявили, что решение о дефинансировании программы было мотивировано фактическим завершением проекта и необходимостью направить ресурсы на более высокие приоритеты, а не какими-либо политическими соображениями.
Тем не менее армяне и их сторонники в США сплотились, чтобы попытаться убедить Конгресс восстановить программу, финансируемую американским Агентством международного развития (USAID) и осуществляемую британской благотворительной организацией Halo Trust.
Halo – одна из очень немногих международных организаций, работающих в Нагорном Карабахе, отколовшейся территории Азербайджана, контролируемой с начала 1990-х годов армянскими войсками. США не признают там самопровозглашенное независимое правительство.
Американские чиновники приняли решение прекратить поддержку этой программы весной 2019 года, что положило начало многомесячной борьбе между федеральным правительством и проармянскими членами Конгресса, которые боролись за восстановление финансирования.
Но администрация Трампа не была убеждена в этом. Высокопоставленные чиновники USAID и Госдепартамента отметили, что с 2017 года ни одно гражданское лицо не пострадало от наземных мин в Нагорном Карабахе.
“С учетом того, что число жертв в бывшей Нагорно-Карабахской автономной области постоянно сокращается и загрязненные земли становятся редкими, наши агентства видят ряд возможностей для финансирования американской помощи, которые могли бы оказать большее влияние на население Нагорного Карабаха, например, подготовить население к миру”, -писали Мэри Элизабет Тейлор, помощник госсекретаря США по законодательным вопросам, и Ричард К. Паркер, помощник администратора USAID по законодательным и общественным вопросам.”
Американские чиновники говорят, что новое финансирование, скорее всего, пойдет на программы в Армении по содействию прозрачности и хорошему управлению, а в Азербайджане на энергетическую безопасность и программы, направленные на то, чтобы отучить страну от зависимости от доходов от нефти и природного газа.
Работа Halo в этом районе делится на две категории: те, что находятся внутри унаследованных от СССР границ Нагорно-Карабахской автономной области, и те, что находятся на территориях, окружающих собственно Карабах, которые армянские силы контролируют в качестве буфера безопасности. USAID финансирует только операции в первом случае, в то время как операции во втором финансируются за счет частных пожертвований, в первую очередь группами армянской диаспоры.
За почти два десятилетия операций компания Halo очистила этот район от более чем 2000 противотанковых мин и более чем 9000 противопехотных мин, что вновь сделало 48 миллионов квадратных метров территории безопасными для людей.
В 2018 году Halo сообщила, что планирует завершить разминирование в Карабахе к 2020 году. Но в 2019 году она начала новую разведку, которая обнаружила несколько новых минных полей в районе Мартакерта (в пределах унаследованных от СССР границ Карабаха). “Для завершения традиционного строительства потребуется еще как минимум год. Это работа [геодезия], которая требует терпения и умения, сидя в деревне в течение нескольких часов и разговаривая с людьми”, – сказал Роб Сифрет, руководитель программы Halo в Карабахе. Все обследование, включая прилегающие оккупированные территории, должно было занять три года.
Однако американские официальные лица утверждают, что невозможно с уверенностью заявить, что тот или иной район полностью свободен от мин, и указывают на тот факт, что единственными жертвами мин с 2015 года стали сами сотрудники Halo, предполагая, что оставшиеся минные районы настолько недоступны, что ресурсы, потраченные на их расчистку, лучше было бы использовать в другом месте.
Армяно-американские лоббистские группы и члены Конгресса, представляющие значительные блоки армяно-американцев, объединились, чтобы попытаться спасти программу.
Семьдесят пять членов Палаты представителей подписали письмо от 13 марта с призывом к Конгрессу вернуть деньги на разминирование. Она утверждала, что за последний год было “12 сценариев почти полного промаха для гражданских лиц” от наземных мин в Карабахе и вокруг него.
Представители также призвали США прекратить военную помощь Азербайджану “до тех пор, пока его правительство не прекратит свои нападения на Армению и Нагорный Карабах” и выделили новую программу морской безопасности Азербайджана стоимостью 100 миллионов долларов.
Азербайджан уже давно выступает против программы разминирования, утверждая, что она увековечивает и поощряет оккупацию армянскими войсками азербайджанской территории. Большинство международных организаций отказываются работать в Карабахе, потому что это обычно приводит к тому, что Азербайджан заносит их в черный список. Halo-самая известная организация, которая отвергает эту санкцию.
Хотя нет никаких доказательств того, что Азербайджан повлиял на решение о дефинансировании программы разминирования, некоторые армянские защитники тем не менее чувствуют руку Баку в этом решении.