В Израиле начались активные боевые действия: основное на 07.10
Правительство пытается поддержать национальную валюту на фоне обвала цен на нефть, но финансовый сектор страдает.
Центральный банк Азербайджана принял во временное управление четыре ведущих банка страны и снизил требования к капиталу для других, поскольку финансовая система страны испытывает все большую нагрузку из-за падения цен на нефть.
С тех пор как в марте цены на нефть упали, азербайджанское правительство предпринимает чрезвычайные усилия для поддержания курса национальной валюты-маната. Она неоднократно заявляла, что не будет вынуждена девальвировать манат, что она сделала дважды в 2015 году, что привело к существенным трудностям для простых азербайджанцев, которые держали свои сбережения в манатах.
“В Азербайджане сохраняется макроэкономическая стабильность”, – заявил 24 апреля председатель Центрального банка Эльман Рустамов. “Уровень инфляции находится на приемлемом уровне. Манат стабилен. На валютном рынке ситуация нормализовалась. Более того, в банковском секторе ситуация удовлетворительная, ликвидность нормальная, идет восстановление кредитной активности.”
Но оптимизм правительства теперь был опровергнут серией новых шагов, предпринятых в минувшие выходные.
На следующий день после выступления Рустамова Центральный банк заявил, что сокращает объем капитала, который банки должны были держать, предполагая, что банки испытывали трудности с выполнением старых требований. И в явной попытке укрепить доверие к банкам страны Президент Ильхам Алиев подписал распоряжение о продлении срока, на который банковские депозиты были гарантированы правительством.
27 апреля Центробанк объявил, что возьмет под временный контроль четыре коммерческих банка – АтаБанк, Агбанк, Нбкбанк и Амрахбанк. Все они входили в число 15 крупнейших банков страны. Источник в Центральном банке сообщил, что “все четыре банка столкнулись с проблемами ликвидности и финансовой устойчивости.”
Приказ затрагивает депозиты на общую сумму 7,3 млрд манатов (около $4,3 млрд) и защищает интересы 8,3 млн человек. Однако вопрос, который продолжает висеть над страной, заключается в том, сколько эти манаты будут стоить в будущем.
Экономист Ибадоглу сказал, что нынешний банковский кризис коренится в более системных проблемах в секторе, который контролируется политически хорошо связанными фигурами.
“К сожалению, за 28 лет независимости в Азербайджане так и не сформировался здоровый и конкурентоспособный банковский рынок, а также не было налажено банковское управление, отвечающее современным корпоративным стандартам. Расходы на все это будут нести в первую очередь клиенты банков, которые опять же окажутся наиболее пострадавшим населением. Средства со счета не будут возвращены владельцам в полном объеме”, – написал Ибадоглу.
В нынешней неопределенности прогноз сделать непросто. Или если девальвация маната произойдет через несколько месяцев, то кто будет платить за девальвацию манатных вкладов в банках, которые вчера закрылись? Как будет осуществляться управление этими видами рисков? Центральный банк также должен ответить на эти вопросы.