В Израиле начались активные боевые действия: основное на 07.10
Грузины проснулись в Пасхальное воскресенье, надеясь, что ночные службы не ускорили распространение нового коронавируса COVID-19. Посещаемость крупнейших церквей страны была низкой, так как многие верующие оставались дома, прислушиваясь к мольбам врачей и последнему запрету правительства на движение автомобилей. Но нежелание Церкви отменить богослужения и признать чрезвычайное положение продолжает вызывать споры.
В главном Свято-Троицком соборе страны в Тбилиси верующие проводили свое пасхальное бдение, стоя скудно снаружи и внутри здания. Большинство из них старались держаться на расстоянии, показывали прямую трансляцию по телевидению, но верующие иногда собирались вместе, чтобы зажечь свечи.
Даже элементарные меры предосторожности, по-видимому, применялись непоследовательно. Если верующие в целом соблюдали минимальные требования безопасности в Свято-Троицком соборе В Кутаиси, втором по величине городе страны, то на видео, опубликованном в Facebook, видно, как толпы людей совершают ритуальные шествия вокруг церквей, не соблюдая дистанции. Многие люди не носили масок. По всей стране десятки верующих принимали участие в Святом Причастии, пили сакральное вино из общих ложек.
Однако некоторые священнослужители бросили вызов патриархату, руководящему органу Грузинской Православной Церкви, и закрыли свои храмы для прихожан на Пасху. Эпидемиологическое воздействие этого события, как ожидается, проявится в ближайшие недели.
Патриархат, по-видимому, использовал Пасхальную проповедь как возможность ответить на этот спор. “Жизнь и смерть в руках Божиих”, – сказал Патриарх Илия II во время богослужения в Свято-Троицком соборе.
Чиновники здравоохранения неоднократно просили верующих держаться подальше от церквей. “Сегодня будущие масштабы распространения эпидемии в Грузии находятся в руках приходов”, – сказал накануне праздника главный вирусолог Грузии Паата Имнадзе.
Позже, во время торжеств в Свято-Троицком соборе, немощная 87-летняя Патриаршая праздничная проповедь была посвящена значению святого причастия, которое считается особенно важной заботой общественного здравоохранения. Патриарх настаивает на том, что хлеб и вино причастия, символизирующие тело и кровь Христа, не могут распространять болезни. “Иисус Христос сказал ‘” кто питается моей плотью и пьет мою кровь, тот имеет жизнь вечную”, – говорится в послании Илии, прочитанном вслух священнослужителями.
В другой церкви один священник утверждал, что ложка, используемая для раздачи причастного вина, волшебным образом нагревается до 1000 градусов Цельсия, когда ее опускают в чашу. “Перед повторным использованием ложка нагревается до 1000 градусов, это своего рода дезинфекция, которую делают Ангелы”, – сказал священник своему приходу.
Либерально настроенные грузины ахнули от этих заявлений и официальной позиции Церкви. Большая часть их гнева направлена на правительство, которое накануне праздника остановилось перед прямой конфронтацией с Церковью. 17 апреля министр здравоохранения Екатерина Тикарадзе даже выступила в поддержку Церкви, заявив, что без экспертного исследования она не может сказать, Может ли совместное использование ложек для причастия распространять коронавирус. Самые известные эпидемиологи страны неоднократно призывали верующих не принимать участия в причастии и не пить из общих ложек.
Эпидемиологи закончили тем, что обменялись мнениями с непокорными прелатами через средства массовой информации. “Те два человека, которые говорят, что люди не должны посещать пасхальные службы, не имеют мозгов”, – сказал архиепископ Бодбийский Иакоб, имея в виду главу Национального центра Грузии по контролю заболеваний и общественному здравоохранению Амирана Гамкрелидзе и его заместителя Имнадзе. “А кто-нибудь из них осмелится встретиться со мной на улице? Я не угрожаю, но они будут?”
“Я хотел бы попросить Якоба, который моложе меня, проявлять уважение, обращаясь к пожилым людям”, – ответил Гамкрелидзе из ЦКЗ. “Я врач, и мои утверждения проистекают из моей веры в медицину.”