В Израиле начались активные боевые действия: основное на 07.10
Грузины ведут обратный отсчет до самой тревожной Пасхи за 1700 лет, прошедших с тех пор, как страна приняла христианство.
Поскольку случаи заболевания новым коронавирусом COVID-19 продолжают набирать обороты, церкви готовятся к наплыву в Пасхальное воскресенье, которое приходится на 19 апреля в Восточно-православном мире в этом году. Несмотря на чрезвычайное положение, которое должно было удержать всех дома, могущественная Грузинская Церковь отказывается отменить богослужения,а правительство отказывается распространить на Церковь другие строгие меры.
Верующие оказываются зажатыми между церковью и государством, верой и наукой. Главный эпидемиолог страны выступил с леденящим душу предупреждением 15 апреля. – Мы потеряем счет гробам. Это то, чего мы хотим?- возмутился обычно хладнокровный Паата Имнадзе, заместитель руководителя Национального центра по контролю заболеваний, в телевизионном интервью. “Я понимаю, что это великий праздник, но, пожалуйста, пропустите его только в этот раз ради страны и ради Церкви тоже.”
Но Церковь говорит, что обязана верующим местом для молитвы и празднования, и даже придумала способ избежать общенационального комендантского часа. “Мы решили, что прихожане могут приходить в свои храмы до начала комендантского часа в 9 часов вечера и уходить после его окончания в 6 утра”, – сказал представитель патриархата, Святого престола Грузинской Православной Церкви Андрия Джимгаидзе. Пасхальные службы обычно начинаются в полночь и длятся до рассвета.
Отвечая на просьбы чиновников здравоохранения наполовину, Джимгаидзе сказал, что верующим в небольших церквях будет предложено оставаться снаружи на церковных дворах, в то время как в больших соборах будут приняты некоторые меры социального дистанцирования.
Вербное Воскресенье-это хоть какой-то признак, то даже элементарные меры безопасности будет трудно обеспечить. 12 апреля десятки верующих целовали кресты, иконы, церковные стены и руки священников, обменивались потными купюрами на самшит, местный заменитель пальмовых листьев. По грузинским меркам толпы были очень малочисленны, и некоторые священники старались пасти свои стада снаружи, чтобы предотвратить их скопление.
Через два дня, 14 апреля, число подтвержденных коронавирусных инфекций подскочило на 30, что является самым высоким показателем за один день, и продолжало расти более быстрыми темпами на следующий день. Некоторые приписывали набухание Вербному воскресенью, хотя инкубационный период для COVID-19 часто превышает два дня.
В отличие от Католической Церкви и большинства других восточных православных церквей, Грузинская Православная Церковь отказалась отменить или существенно изменить Литургии, чтобы избежать переполнения. Если Папа Римский Франциск провел мессу в пустом Соборе Святого Петра на Западную Пасху, то 87-летний Илия II намерен лично принять верующих в Тбилисском Свято-Троицком соборе.
Любая пасхальная вспышка может положить конец упорным и относительно успешным усилиям Грузии по сдерживанию этого вируса. По состоянию на 16 апреля в Грузии было зарегистрировано всего 336 подтвержденных случаев заболевания, из которых 74 выздоровели и три умерли. Местные власти действовали упреждающе и стратегически, закрывая границы и школы, приостанавливая общественный транспорт и запрещая проведение свадеб и похорон. Но правительство не вступилось за Церковь.
После краха коммунизма Церковь решительно вернулась к власти при Илии II. экономический кризис и политические волнения в первые дни независимости обеспечили благодатную почву для появления новых церквей по всей стране.
Широкое распространение получили новые ритуалы почитания. Люди стали платить священникам за благословение своих домов, предприятий и даже транспортных средств. Постные меню появились в кондитерских и пекарнях, даже в грузинской франшизе Dunkin ‘ Donuts. Целая череда правительств на цыпочках обходила церковь, а политические партии соперничали за ее благословение.
Но сейчас церковная иерархия сталкивается с самой громкой публичной критикой за три десятилетия независимости Грузии. Даже некоторые священники и святители порвали с Патриархией. Если пасхальные собрания окажутся столь же пагубными, как и опасались, Церковь может извлечь урок не только из связей с общественностью, но и из дарвинизма.